Специальный проект клуба «Pro & contra»

Великие тайны Апокалипсиса. Введение. Обзорный доклад.

Осипов-Скурлягин Андрей Александрович

Стенограмма выступления № 1

«Введение. Вступительная обзорная лекция».

Здравствуйте уважаемые гости нашего клуба. Меня зовут Андрей Александрович Скурлягин. Я сопредседатель этого клуба и ведущий ряда рубрик.

Сегодня я хочу представить Вам книгу, которая только что вышла. Она называется …..

Хотя книга и не толстая, всего 350 страниц, но поскольку это научное издание, которое имеет большую информационную емкость, поэтому требуются  пояснения.

В целом этой книге будет посвящено не менее 10 выступлений. Хотя этого будет очевидно мало. Поэтому в любом случае я рекомендую Вам прочитать  книгу.

Свое обзорное выступление я хочу начать с небольшого пояснения для людей не связанных с богословием.  Апокалипсис в переводе с греческого языка, означает божественное откровение, а вовсе не конец света,  как многие думают. Хотя книга Откровения Иоанна Богослова  во многом посвящена именно теме последних времен. Пожалуйста, обратите на это внимание.

Владимир Минюхин. Мир после Апокалипсиса.

А теперь конкретно об издании.

«Если хочешь  что-то надежно спрятать,  положи это на самое видное место». Поразительно, но сия премудрость оказалась совершенно справедливой и для «канонических» тайн Апокалипсиса.  Отцы Церкви безуспешно  бились над этими тайнами  без малого 2000 лет,  сумев  доказать только справедливость закона Мэрфи:  «Профессионалы, это люди которые успешно избегают маленьких ошибок, но неизбежно продвигаются к какому либо глобальному заблуждению». Объяснить такое положение дел  только   стремлением сохранить    красоту мистической тайны, видимо, нельзя.  Это ни в коем случае не упрек. Однако беспрецедентно мелочными выглядят суетные попытки угадать имя  «антихриста», как будто это имеет хоть какое-то значение, на фоне обобщений вселенского масштаба, с позиций которых «Откровение» рассматривает написанные слезами и кровью судьбы человечества.

С одной стороны «Откровение» принадлежит к числу наиболее  исследованных книг Священного Писания.  Был использован весь традиционный методологический арсенал: общебиблейский, религиозно-исторический, филологический, экзегетический и пр.  Изучено было все – вплоть до последней запятой. Однако, по мнению Церкви «..здесь как нигде видна ограниченность всех человеческих соображений и умствований, так как по сути дела подавляющее большинство исследователей  даже и не приступают в своем рассмотрении к истинному содержанию  «Откровения», которое составляет глубинная суть человеческой истории и человеческого бытия. В «Откровении» сконцентрирован основной смысл священного Писания, и в нем получает разрешение все то,  о чем говорилось в книгах Ветхого и Нового Завета».

Предлагаемая вашему вниманию монография является   естественнонаучным исследованием и  не претендует на научное объяснение всех событий, которые изложены в Откровении Иоанна Богослова.  Это, видимо, не возможно сделать по многим причинам.  Церковь толкует эти события, по — своему, на основе догматов веры. Эти толкования не являются научными, в строгом смысле этого слова, но с нравственно-этической  точки зрения они  верны. Однако, наряду с этим, в тексте Апокалипсиса содержатся видения, которым даже церковь, на протяжении почти  двух тысяч лет, не может дать никакого,    хоть, сколько ни будь приемлемого толкования. В первую очередь это относится к сюжетной линии Зверей Апокалипсиса. Такое положение привело к тому, что эта тема, стала предметом вздорных мистификаций, не связанных не только с наукой, но и традиционными верованиями. По этой причине, в силу исключительной трудности для объяснения,  эта книга Нового Завета не читается во время богослужения.

Вавилонская блудница на Звере багряном.

За тысячи лет изучения этой темы  было выдвинуто невероятное количество различного рода  версий. Уже древние летописцы,  начали тонуть в море информации, но это  не приближало их пониманию проблемы.  Гуманитарные   подходы, исчерпали свою познавательную способности, и больше  не могли  содействовать осмысленной  выборке сведений, поэтому все версии, которые, казалось бы,  имели хоть какое-то отношение к проблеме, представлялись одинаково уместными. В результате выдвижение версий приобрело случайный характер, причем ограниченный только версиями которые лежали на поверхности.

Чепурко Юрий. Лжепророк.

Многие полагают, что только после эпохи Возрождения натуралисты противопоставили гуманитарным способам исследования  естествоиспытание, основанное на наблюдении за природой. Изменился  не предмет изучения, а методы.  Сменилась постановка вопроса: вместо того, чтобы установить  «что сказали древние авторы?» стали пытаться выяснять «что есть на самом деле?».

В ряде исключительных случаев,  проблема, которая должна быть решена с помощью известных правил и процедур, не поддается  натискам даже самых талантливых членов профессиональной группы, к сфере деятельности которой она относится. Это свидетельствует о возникновении так называемой проблемной аномалии, которую, несмотря на все усилия, не удается разрешить в рамках традиционных дисциплинарных подходов. К чести отцов богословия надо сказать, что  осознание ими темы Зверей Апокалипсиса как  чудовищной по продолжительности, глубине и последствиям аномалии привело их к  заключению, что при данном положении дел решения проблемы не предвидится. Поэтому проблема  была снабжена соответствующим ярлыком и отставлена в сторону,  в надежде на саморазрешение в будущем. Епископ РПЦЗ Александр говорит: « Может быть, здесь надо искать решение загадки в принципиальной плоскости, но не ясно в каком направлении….  Когда время придет, те, кому следует, расшифруют его…. Вероятно, эти детали будут понятны в будущем, когда придет время». Предлагаемая читателям монография наглядно показывает, что время, по всей видимости, пришло.

Один наблюдательный историк, рассмотревший классический случай  революционного преобразования дисциплинарной матрицы, недавно писал, что для этого нужно «дотянуться до другого конца палки». Это процесс, который включает «трактовку того же самого набора данных, который был и раньше, но теперь их нужно разместить в новой системе связей друг с другом, изменяя всю схему».

«История науки говорит, что практически всегда люди, которые успешно разрешали аномалии, были новичками в той области, традиционные взгляды которой они преобразовали, поскольку они, будучи мало связаны с традиционными правилами дисциплинарной науки, могут скорее увидеть не пригодность старых методик».

Как-то раз, на стихийном книжном развале в метро, были такие в лихие 90е годы, я рассматривал разложенную по прилавку литературу, и мой взгляд,  непроизвольно, задержался на неброской книжке «Исследуйте Писания…». Автором был неизвестный мне тогда Епископ РПЦЗ Александр который служил в США. Надо сказать что, получив в юности стандартную  прививку научного атеизма,  я  относился  к религии  достаточно безразлично. Закон Божий казался мне скучной, догматичной «наукой» о церковных ритуалах,  никак не связанных с реальной жизнью. Что не удивительно и, по сути, являлось нормой для советского человека.  Однако, будучи от природы любознательным,  диссонанс словосочетания  «Исследуйте Писания», меня зацепил: «Как так?  Ведь Закон Божий   можно только зубрить!». Я купил книгу и забыл про нее на несколько лет. Жизнь у меня тогда была настолько бурной, напряженной и опасной, перенасыщенной дальними и длительными путешествиями, что было не до чтения. И только по прошествии почти десяти  лет я  вновь наткнулся на эту книгу, у себя дома.  Стал читать и сначала просто увлекся. Когда же дошел, до описания канонических тайн Апокалипсиса, то задумался, ибо в описаниях этих загадок, сквозь архаику и метафоры древнего текста,  почувствовал дежа вю, что-то хорошо мне знакомое, в связи с моими научными интересами. Некоторое время спустя,  мозаика отдельных тайн – зверь; число зверя 666; образ зверя; лжепророк; и прочие  — вдруг сложилась в цельную непротиворечивую картину, ни один фрагмент которой нельзя было отбросить.

Как ни странно, но эта книга оказалась в значительной степени посвящена проблемам  мировой экономики, существенно превосходя по глубине доклады нобелевских лауреатов. 

Когда позднее, на семинаре «Неизвестная экономика» в Центральном Экономико-Математическом Институте  (ЦЭМИ), академик  РАН Дмитрий Семенович Львов, заслушав мой доклад, спросил, как же я до этого додумался? Я не нашелся что ответить. Хотя было понятно, что своим интуитивным прозрением я был обязан работам таких выдающихся русских ученых как Владимир Арнольд, Николай вавилов, Владимир Вернадский, Анатолий Власов, Пётр Капица, Сергей Курдюмов, Никита Коисеев, Евгений Седов, Гранит Семин и многие другие, а также зарубежным ученым таким как Пуанкаре, Максвелл, Больцман, Планк, Бор, Эйнштейн, Гейзенберг, Пригожин, Шеннон, Лоренц, Бом, Чу.

Большую часть жизни я имел  дело с техническими и физико-математическими текстами, которым свойственны малый объем и большая информационная емкость. Пять страниц можно изучать три месяца и это не гарантия успеха. Однако чтение  Книги Откровения оказалось для меня настоящим испытанием … непоследовательности, длительности, отрывочности, странности, и тому подобное.… Но терпение было сторицей вознаграждено. Оказалось, что  книга   имеет столь  закрученный детективный сюжет, что   все взятые вместе мастера мировых  триллеров,   лопнут от натуги, но ничего  подобного написать не смогут.

Первое реферативное издание книги вышло под названием «Апокалипсис как частный случай теории Хаоса» в 2005 г.

Меня не оставляет вопрос, что именно в этой богословской аномалии побудило меня приступить, на свой страх и риск,  к этим экстраординарным  исследованиям  в совершенно незнакомой мне области. Может быть контраст между жертвенностью первых христиан и   героями  нашего времени: сначала откровенными бандитами  в малиновых пиджаках, затем хваткими строителями финансовых  пирамид, готовыми обманывать, предавать, убивать, и, наконец, чиновными ворами, расхищающими бюджетные деньги миллиардами. И все это под триумфальные песнопения СМИ о гениях бизнеса, которые заработали  свои капиталы непосильным трудом и талантами, о том, что деньги с портретом  Франклина это лицензия на счастье, и те, у кого их больше самые умные люди.

А может быть близкое соприкосновение с величайшими тайнами человечества, сначала заворожило меня,  а затем увлекло.  Ведь миллионы книг, проблем и человеческих страстей канули в лету, а Священное Писание живо и сегодня, как и тысячи лет назад, несмотря на века гонений,   критики и  преследований.

 

Епископ Александр

Епископ Александр

Епископ Александр (в миру Александр Васильевич Милеант) (1938 — 2005) — русский зарубежный православный богослов и миссионер. Родился 22 июля 1938 г. в семье военных. В 6-летнем возрасте (1944) вывезен из России. До 1948 г. семья проживала в Европе, затем попала в Буэнос-Айрес (Аргентина), где Александр закончил электротехническую школу, затем Буэнос-Айресский университет. Работал чертёжником электромашин. Впоследствии (1979) закончил Калифорнийский университет (инженер по коммуникации с космическими кораблями и кодировке). По данной специальности работал инженером в одном из отделений НАСА. В 1963 г. поступил в Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле (США), которую закончил бакалавром в 1967 г. В 1966 г. архиепископом Аверкием (Таушевым) рукоположен во диакона. В 1967 г. митрополитом Филаретом (Вознесенским) рукоположен во священника. Служил на Покровском приходе в Лос-Анджелесе, более 30 лет являлся его настоятелем. В 1971 — 1985 гг. активно занимался организацией паломнических поездок в Грецию и Палестину. В 1995 г. протоиерей Александр Милеант принял принял монашеский постриг в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, получив имя Александра в честь священномученика Александра, архиепископа Харьковского (до этого отец Александр носил имя в честь святого благоверного князя Александра Невского). Возведен в сан архимандрита. 28 мая 1998 г. хиротонисан в Синодальном соборе в Нью-Йорке во епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского. Скончался 12 сентября 2005 г. в Калифорнии. Похоронен в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Более всего епископ Александр известен, как автор издававших с 1980-х годов многочисленных миссионерских листков, которые пользовались большой популярностью как в России, так и в зарубежье. Владыкой написано более 300 брошюр на русском, английском и испанском языках на темы Православной веры.
ЛЬВОВ Дмитрий

ЛЬВОВ Дмитрий

Академик РАН Львов Д.С. ЛЬВОВ Дмитрий Семенович, академик РАН, академик-секретарь Отделения экономики РАН (1996 г.). Академик Д.С.Львов был главным редактором журнала «Экономическая наука современной России» и членом редколлегии журнала «Экономика и математические методы». Академик Д.С.Львов являлся одним из руководителей научного семинара «Неизвестная экономика», на котором обсуждаются наиболее важные социально-экономические проблемы экономических реформ в России. В 1996 г. был издан сборник научных трудов теоретического семинара. Под руководством Д.С.Львова подготовлен ряд докладов для Президента, Правительства России и Государственной думы

Печать E-mail

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить