Специальный проект клуба «Pro & contra»

Истоки. Часть 1. Истоки находятся в Шумере

Осипов-Скурлягин Андрей Александрович

Стенограмма выступления № 8

Великие тайны Апокалипсиса. Истоки.

Часть 1. Истоки находятся в Шумере

Анализ ряда известных публикаций, о древнем Вавилоне,  позволяет выявить ряд характерных особенностей, которые, вероятно, можно рассматривать  как исходные   предпосылки для  предсказаний Иоанна Богослова.  Этот великий человек, по всей видимости, страстно хотел предостеречь мир от нравственных пороков цивилизации Междуречья, и поэтому показал их через ужасные образы зверей Апокалипсиса. Дело в том, что период вавилонского пленения евреев это  водораздел  в истории Израиля  и  период формирования текстов Священного Писания. Именно в этот период времени, по все видимости, был собран пророческий материал о конце света, и заложены основы канонизации текста.

Рассмотрим очень и очень коротко некоторые  особенности жизни Вавилона — города, в котором иудеи в статусе плененных находились почти 50 лет и вольно или невольно подпали под гипнотическое очарование этой  древнейшей цивилизации. Они впитали в себя, культуру, религиозные верования, приемы торговли и кредита, достижения ремесел и наук, методы формировании потоков информации и многое, многое другое.  Они перенесли эти навыки и знания не только в  свой быт, но и  в свою Священную Книгу. Кто хочет знать подробности, пожалуйста,  читайте нашу монографию.

Культура Вавилона в значительной степени опиралась на отточенное веками наследие шумеров. Этот народ населял Междуречье, за  четыре тысячи лет до н. э. Уникальные технологии того времени это их наследие: гончарный круг, колесо, обожженный кирпич, архитектура, литье металлов, металлический лемех, система орошения, лунный календарь, часовой круг, письменность, система администрирования, право, архивное дело, математика, астрология, литература, школьная система обучения много другое. До недавнего времени полагали, что Европа обязана своей культурой Древней Греции. Однако,  во многом  мы являемся наследниками того, что  тысячи лет тому назад создал гений шумерского народа.

Предположительно, именно Шумер был великим преемником всего прогрессивного, что было создано в «доисторический период» человечества. Важно отметить, что шумеры не приписывали себе эти достижения, а полагали их даром богов.

Географически город располагался в месте слияния рек Евфрата и Тигра.  В XIX в. до н. э. город стал столицей Древневавилонского царства. Расцвет его пришелся на времена царя-законодателя Хаммурапи. В Средневавилонский период из-за набегов и  нашествий различных племен  в Месопотамии сменилось несколько царств. Начиная с XIII в. до н. э., главными государствами на территории Междуречья стали Вавилония и Ассирия.  Соответственно, южная и северная разновидности  месопотамской цивилизации.

карта

Карта Месопотамии и Шумера.

 карта

Художественная реконструкция Шумерского города.

картина

Шумеры на боевой колеснице.

шумеры

Барельеф в честь Законов Хаммурапи.

Об этих двух державах, и об их столицах —  особенно Вавилоне, который в Откровении фигурирует как  «блудница» и пойдет речь. Надо пояснить, что название «блудница», следует понимать  не в смысле «любодеяния», а в смысле «блуждания», т.е. «путания».  Потому что Вавилон  «… яростным вином блуда своего напоил все народы» то есть запутал их [Откр. 14:8].

Вершины своего расцвета Вавилон достигает при  — царе Навуходоносоре II. В его время в городе жило не меньше 200 тысяч человек — это был уже фактически «мегаполис». Он демонстрировал современникам весь блеск и роскошь месопотамской урбанизации.

царь Вавилона Навуходносор II

Царь Вавилона Навуходоносор II (Набукко).

Вавилон, как и другие империи, тоже воевал и при необходимости порабощал несговорчивые государства. Но не это было главной политической особенностью страны. Вавилон, как мы знаем, буквально завораживал население соседних стран своим величием и богатством. Он притягивал к себе внимание народов Востока, широко рекламируя свою  в кавычках  «красивую жизнь».

Греческие историки  говорят, что когда в иранский  царь Кир штурмовал Вавилон, его  жители предавались веселью и разврату. Поэтому  огромный город был сдан практически без  боя. Это ярко характеризует  нравы Вавилона, который христианские богословы  иногда называли  местом рождения антихриста.

Традиция религиозной проституции  Вавилона восходит к культуре Шумера. Мне не удалось найти публикации, в которых была бы сделана попытка, выявить ее «рациональные» корни.            Как известно, сексуальное гостеприимство к чужестранцам практикуется и ныне у ряда туземных народностей, которые живут в «замкнутых» общинах.  Цель — обновления генофонда. Можно предположить, что изначально те же проблемы заставили Шумер делать это. Однако,  постепенно религиозная проституция вызвала  порчу бытовых  нравов.  В «Истории Александра Великого» есть яркие описания вавилонского разврата.

 демон Максвелла

Демон Максвелла — интеллект побеждающий энтропию.

Установить начало  процесса урбанизации в Месопотамии невозможно. Города там возникли так рано, что  их названия восходят к до шумерскому языку. Центр урбанизации находился в Южной Месопотамии. Есть предположение, что только в этом районе Ближнего Востока урбанизация происходила самопроизвольно.   Нигде мы не находим, в столь раннюю историческую эпоху, такого скопления поселений городского типа, как в Южной Вавилонии. Это можно рассматривать как некую аналогию процесса спонтанного возникновения структур порядка в косной материи. Например, ячеек Бенара. Однако в этом случае, нам ясно, что системной основой спонтанного возникновения городов, как структур порядка, является так называемый «демон» Максвелла – другими словами локализованное  в пространстве т.е. в границах города, интеллектуальное превосходство, которое вело к нарушению энтропии, т.е. равномерности заселения территории, за счет концентрации  ресурсов.  Месопотамия  безусловно признавала город исключительной и единственной формой общественной организации. Здесь совсем нет того неприятия города, которое кое-где в Ветхом завете отдает кочевым прошлым и тоской по нему.

Типичный  шумерский город состоял из трех основных частей. Первая часть это собственно город, т.е. территория которая была окружена стеной и на которой находились  храмы, дворец   и жилища горожан. Центр управления городом находился у «ворот», где происходили собрания  и «принимал» градоправитель. Вторая часть это «Внешний город», где находились дома, пастбища, поля и сады. Т.е. то что обеспечивало город продуктами питания и сырьем. В Ветхом Завете  есть упоминание,  о трех днях, которые потребовались, чтобы пересечь город Ниневию. Конечно подразумевался «внешний город». Третья часть города это район пристани – портовая часть города. Это был центр коммерческой деятельности, которая была связана с внешней торговлей. Портовый район был административно независим. Это было важно для горожан, которые вели там дела. В портовом районе жили чужеземные торговцы; у них были свои лавки, а питались они в портовой таверне.

Архитектура  городов Месопотамии говорит нам  о достаточно высоком уровне децентрализации различных сторон жизни населения. Во первых, это удивительное отсутствие интереса к архитектурной перспективе. Это резко  отличает ее от архитектуры Египта. Характерно, что в городах не было никакого городского центра, из дворца, храма или рыночной площади. Дворец царя и храмы являлись, как правило, лишь частью внешних оборонительных укреплений. Интересно, что оборонительные сооружения, стали  визитной карточкой  городов Месопотамии. Стены  были не только разделительной линией между городом и открытым пространством, они  определяли весь характер городской архитектуры. Высота, длина и расположение стен говорили о значении и могуществе города, а монументальность ворот показывала его богатство. Размеры сооружений должны были производить большое впечатление на посетителя и внушать страх врагам. Вавилон  окружала стена шириной до 12 метров где было  360 сторожевых  башен. Стены тщательно ремонтировали. Им давали длинные названия, которые как бы  призывали защиту богов. Стены  по своей физической  сути это нэгэнтропийная преграда, между «демоном» Максвелла – месопотамским городом,    и внешней средой. Эти города  процветали  «обирая» варваров с помощью инструмента неэквивалентного обмена при внешней торговли. Хотя и  на основе своего бесспорного интеллектуального превосходства. Видимо эта «несправедливость» осознавалась и естественно требовала дополнительных  мер безопасности – укрепленных  и сакрализованных стен. Можно съездить в Подмосковье на Рублевку и увидеть там- то же самое.

древний вавилон

Стены Вавилона — сегодня

О величине  городов Месопотамии разумнее судить по размеру занимаемой  площади, а не гадать о возможном количестве  жителей. В халдейский период самым крупным городом был Вавилон. Его площадь » 10 кв. км.  Затем идет Ниневия – 7,5 кв. км., Урук – 4.5 кв. км. и т.д.  Имеется в виду территория, окруженная стеной.

А вот Афины во времена Фемистокла занимали 2 кв.км. –  гигантский город по сравнению с остальными греческими городами. Аристотель  приводит рассказ о поразительных размерах Вавилона. Он говорит, что уже три дня прошло, как Вавилон был взят, а часть жителей города ничего еще об этом не знала. Это высказывание Аристотеля показывает критическое отношение греков к большим городам. Греческие политики прекрасно понимали, что их тип демократии не пригоден для городов свыше определенного размера.  Огромные размеры таких столиц, как Вавилон и Ниневия, естественно были связанны с  атипичным ростом населения этих городов, которому, видимо, удавалось паразитировать на гигантских объемах внешней торговли.    Кто управлял в этих городах потоками информации, можно только догадываться. Но видимо этот исторический опыт, уже тогда показал внимательным наблюдателям важность овладения СМИ. Весьма важно отметить, что понятие «гражданство» возникло именно в  городах Междуречья. Граждане имели ряд привилегий, в частности были освобождены от ряда царских повинностей.

Поговорим кратко о достижениях науки.  Предсказания считались в Месопотамии и окружающих ее странах важнейшим достижениям  мысли. Гибель этой цивилизации, ее языков и системы письма не помешали проникновению некоторых методов предсказания в Палестину и Египет, а оттуда в Европу.

глиняные таблички

Глиняная табличка с клинописью

Система предсказаний прошла сложное и длительное историческое развитие. Современные ученые не располагают и тысячной долей той эмпирической базы наблюдений, которая была доступна шумеро-аккадским, а позднее  вавилонским  предсказателям, в силу того, что «глиняные» тексты в сухом климате Азии могли храниться практически вечно, а, главное, база эта веками систематизировалась, что говорит о научном подходе жрецов к этим вопросам.

Вавилонские прорицатели  полагали, что все происходящее вокруг имело определенную цель: сообщить наблюдателю через эти знамения о намерениях божественной силы. Это фокусировалось на личности царя — именно ему было дано получать такие знамения свыше и в соответствии с ними действовать. Поэтому с древнейших времен,  всё что  заслуживало внимания стало записываться: сначала отдельные конкретные эпизоды; позднее однородные наблюдения группировались в небольшие сборники. По-видимому, письменная регистрация знамений начиналась в малых масштабах — с составления и систематизации списков примет. В дальнейшем они дополнялись и группировались в обширные серии. Делалось это для того, чтобы закрепить виденное и пережитое для последующего использования (а может быть, и для будущих поколений). Так, делались записи о странном поведении животных, необычных небесных явлениях и т.д. Предсказание будущего как бы перемещалось из области фольклора в область научной деятельности. Последующая систематизация таких собраний по десятилетиям, столетиям и даже тысячелетиям уже может рассматриваться как научное достижение. Предсказания составляли важную часть клинописной научной литературы.

Каждая запись в этих сборниках состоит из двух частей:

  • Протасиса, где излагаются факты происшествия;
  • И Аподосиса, где содержится предсказание.

В ясных  библиотечных текстах клинописные  знаки в  протасисах служили основой для того чтобы упорядочивать бесконечные ряды сходных случаев. Причем тематические разделы разграничивались. Предсказания в аподосисах имели биполярный характер. С одной стороны — периоды процветания, всяческих благ и побед, а с другой — голод, бедствия, опустошения. Причем зафиксировано наличие в текстах ссылок на исторические события. Применительно же к конкретному человеку — это либо периоды семейного благополучия и успехов в делах, либо болезни, несчастья и смерть отдельных людей. И по содержанию и по стилю аподосисы были тесно связаны с литературными текстами  которые  описывали периоды мира и процветания, ужасы войны, голода и восстаний и содержали  благословения и проклятия.

Чем древнее тексты знамений, тем более детальные и конкретные предсказания в них содержались. Позднее наблюдалась тенденция к унификации, и писцы цитировали одновременно несколько предсказаний. Это говорит о том, что практическая направленность таких сборников со временем стала уступать место попыткам теоретически осмыслить накопленную эмпирику. Писцы стремились охватить все разнообразие возможных толкований, группируя отдельные случаи попарно или в виде длинных рядов.

Однако предсказание аподосиса считалось только предупреждением. Это в точности соответствует латинскому значению слова omen. Если за предупреждением следовал нужный ритуал (а некоторые сборники предзнаменований давали рецепты этих ритуалов), то все дурные последствия полученного знамения можно было считать устраненными. Это говорит, по сути, почти о полном отрицании предопределенности в духовной жизни Месопотамии и о существенном доминировании в ней структур неопределенности и индивидуализма.  Отсюда можно сделать выводы, отчасти полученные нами выше, о свойственных Месопотамии децентрализации, социальному расслоению или, более обобщенно, о системном доминировании параметров хаоса, над параметрами порядка, но, видимо, в границах меры «золотого сечения».

Для Месопотамии совершенно не характерна безграничная вера в предсказателей. Но и откровенно скептическая реакция на бесчисленные дурные предзнаменования обнаруживается лишь в редких случаях. Недоверие к предсказаниям объяснялось отчасти неуверенностью в профессиональной честности предсказателей. Так, чрезвычайно забавными кажутся усилия предсказателей путем невероятно сложных рассуждений истолковать дурные знамения в благоприятном смысле. Этим сегодня в России занимается вся официальная государственная прогностика. Курам на смех. Цари, по-видимому, были осведомлены о подобной практике: недаром Синаххериб разделял предсказателей на группы, чтобы исключить тайный сговор между «экспертами» при подготовке ответа на важный вопрос.

Простые люди Месопотамии, о моральных и интеллектуальных проблемах которых известно очень мало, гадали весьма наивным способом, имевшими мало общего с  прогнозами  для царя,  которые отличались наличием серьезных эмпирико-научных оснований.

В состав сборников предсказаний входили специфические ритуалы «очищения». Они должны были отражать зло, которое предрекало  знамение. Эти ритуалы можно рассматривать как ответ теологов предсказателям, который отвергал концепцию неизбежной предопределенности.

 

Спасибо за внимание. В книге  эти аспекты  изложены очень широко и подробно. Рекомендую Вам читать книгу.

Печать E-mail

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить