Специальный проект клуба «Pro & contra»

Гипотеза темной энергии и Страшный суд.

скачать выступление в формате mp3 (`29мб)

Осипов-Скурлягин Андрей Александрович

Стенограмма выступления №11

«Гипотеза темной энергии и Страшный суд».

1. Ранее изложенные в этой монографии соображения и умозаключения, носили либо полностью достоверный характер, либо имели очень высокий уровень достоверности, так как опирались на проверенные факты и теории. Сейчас мы переходим в область гипотез, предположений и догадок, без которых, однако, наука была бы не дерзновенной попыткой прорыва в неизвестное, а скучной догматикой.

2. Согласно теории, темная материя состоит из так называемых вимпов — WIMPs — гипотетических массивных частиц, которые насквозь пронизывают материю видимого мира, взаимодействуя с ней только гравитационно. Хотя это взаимодействие очень важное, оно управляет судьбами Вселенной, однако отсутствие других установленных взаимодействий является аномальным. Предположительно, каждую секунду каждого из нас пронизывает около ста триллионов этих частиц.

3. Исследования последнего времени указали новые пути объяснения природы темной материи. Вимпы могут оказаться всего лишь верхушкой айсберга неведомых скрытых миров, которые наполненны частицами, живущими по другим законам, и под действием неизвестных нам сил! Ученые не без иронии назвали эти частицы супервимпами, и они также могли бы быть «тканью» темной материи в современной Вселенной. А коль скоро признается возможность наличия скрытых частиц, которые обладают иными свойствами, чем «стандартные» вимпы, логично рассматривать все возможные типы скрытых частиц. Вопрос: может ли оказаться набор таких частиц, что стало бы возможным существование целого скрытого мира? Возможность похожести нашего и незримого мира исследовалась теоретиками неоднократно. Наблюдения ученых показывают, что скрытые миры не могут быть точной копией нашего мира.

4. А теперь поговорим о темной энергии. Какие же свойства темной энергии известны сегодня? Таких свойств только три. И все они вызывают изумление:

— первое свойство — в отличие от «нормальной» материи темная энергия не скучивается, не собирается в объекты типа галактик или их скоплений. То есть самоорганизация неоднородностей не наблюдается. Она «разлита» по Вселенной равномерно;

— второе свойство: темная энергия заставляет Вселенную расширяться с ускорением. Для нее свойственно гравитационное отталкивание вместо гравитационного притяжения. Вследствие этого расширение Вселенной ускоряется, а темная энергия распределена в пространстве равномерно;

— третье свойство темной энергии состоит в том, что ее плотность не зависит от времени. Вселенная расширяется, объем растет, а плотность энергии остается постоянной. За последние восемь миллиардов лет Вселенная расширилась вдвое. Ее объем увеличился в 8 раз, во столько же раз увеличилась энергия в этом объеме. Можно ли сказать, что нарушение закона сохранение энергии налицо?

5. Что может быть носителем темной энергии, пока неясно. Один из претендентов на роль носителя – это вакуум. Плотность энергии вакуума — это мировая константа. В нашей Вселенной эта энергия близка к нулю. Представим себе другую Вселенную, где всё так же, как у нас, только, скажем, массы элементарных частиц слегка отличаются от наших. Так вот, если это отличие составляет всего одну миллиардную долю, то энергия вакуума в этой другой Вселенной будет в триллионы раз больше нашей. Спрашивается, как же в нашей Вселенной произошла такая тонкая подстройка? Совсем непонятно, как получить объяснение того, что энергия вакуума не настолько близка к нулю, чтобы быть несущественной для космологии, а наоборот, что она принимает требуемое значение. Сделать этого до сих пор никому не удалось.

6. Альтернативой вакууму как носителю темной энергии может служить какое-то новое поле, «разлитое» во Вселенной. В этом варианте энергия нового поля и является темной энергией. Новое поле, вообще говоря, изменяется в процессе эволюции Вселенной. Изменяется и плотность его энергии. Чтобы это изменение было не слишком быстрым, кванты нового поля — новые частицы — должны иметь чрезвычайно малую массу. Говорят, что это поле должно быть легким. Чтобы не было противоречия с экспериментами по проверке общей теории относительности, взаимодействие этого поля с обычным веществом должно быть очень слабым, слабее гравитационного. Сегодня не ясно, как зарегистрировать новое легкое поле в лабораторных экспериментах. Причина — чрезвычайно слабое взаимодействие этого поля с веществом. Впрочем, мы слишком мало знаем о новом поле, чтобы полностью исключить возможность его экспериментального исследования в будущем.

7.Радикально противоположное объяснение темной энергии состоит в том, что никакой темной энергии на самом деле просто нет. Концепцию темной энергии приходится притягивать «за уши» для того, чтобы объяснить установленные особенности расширения Вселенной в рамках описания космологической эволюции общей теорией относительности. Если же эта теория неприменима в современных космологических масштабах длин и времен, то и в темной энергии нет необходимости.

8. Еще один радикально противоположный подход состоит в том, чтобы перестать считать константу всемирного тяготения Ньютона постоянной величиной. Взять и допустить возможность ее изменений в пространстве и времени, по закономерностям определенным некими уравнениями. В качестве рабочей гипотезы ученые полагают, что наше пространство может иметь больше трех измерений, при этом дополнительные измерения на «традиционных» расстояниях ничем себя не проявляют. В то же время, на космологических расстояниях в миллиарды световых лет силовые линии гравитационного поля могут «расползаться» в дополнительные измерения, отчего гравитация не будет больше описываться обычным законом Ньютона.

9. Итак, открытые особенности расширения Вселенной заставляют ученых задуматься: связаны ли эти особенности с энергией вакуума, энергией «нового» легкого поля или с «новой» в кавычках гравитацией на сверхбольших расстояниях? Теоретическое изучение этих возможностей в самом разгаре, а экспериментальное подтверждение только грядет.

ИЯИ РАН - академик В.А.Рубаков
ИЯИ РАН — академик В.А.Рубаков

10. Академик РАН В.А. Рубаков полагает, что в ближайшие 20 млрд. лет Вселенная будет оставаться почти такой же, как сейчас. У нас есть время для того, чтобы разобраться в свойствах темной энергии и тем самым более определенно предсказать будущее — а может быть, и повлиять на него.

11. В научной среде есть предположение, замечу только предположение, что темная энергия, возможно, обладает способностью к восприятию информации, а некоторые считают ее тем, что буддисты называют чистым сознанием или космическим сознанием. Например, этому посвящены материалы конференции «Квантовое сознание-2003», Университет Аризоны, США. Если это так, то тогда, в соответствии с основными принципами системности, где исследуемая система всегда является частью более общей системы и существует первичная неразделенность прошлого, настоящего и будущего функций, информации и энергии, получаем, что коллективное сознание является частью космического сознания, физическую основу которого составляет, может быть, темная энергия, с помощью которой и происходит скрытый энергоинформационный обмен между индивидами и природой, между индивидами и группами индивидов.

12. Такой гипотетический подход позволяет достаточно логично объяснять аномальные факты поведения и сознания людей на микро- и макроуровне социальной реальности.

13. Не делая никаких окончательных выводов, рассмотрим по этому вопросу некоторые аналогии из психологической, физиологической, биологической, а также исследуемой нами в формате данной книги богословской теории и практики.

14. Христианское учение говорит нам о существовании двух миров: нашего земного видимого мира и мира невидимого. Мира духовного. Из Священного Писания достаточно очевидно следует, что невидимый мир был создан прежде видимого мира. Учение о невидимом мире духов существенно древнее христианства, и его истоки теряются в глубине веков. У священных еврейских писателей духи представляются небесными существами, которые служат Господу. В книге Иова они предстают перед нами под именем сынов Божьих: пророк Исаия говорит о серафимах, пророк Иезекииль о херувимах. Мнение о первичности сотворения мира ангелов было господствующим в раннем богословии. Один из отцов церкви, сподвижник Василия Великого Григорий Богослов по этому поводу полагал: «…Бог измышляет, прежде всего, ангельские небесные силы… затем… измышляет другой мир — вещественный и видимый, или, что то же, — стройный состав неба и земли и того, что есть между ними».

Бехтерева,Наталья_Петровна
Бехтерева Наталья Петровна

В качестве послесловия хочу заметить, что многие мои коллеги естествоиспытатели смотрят на религию как на предрассудок. Отчасти это вина «церковной пехоты». Многие батюшки мало подкованы в естествознании — семинария дает очень скромное образование, пригодное лишь для того, чтобы «пасти» простодушных сельчан. А уж если это образование сочетается с прокурорскими, «ново-русскими» манерами священнослужителя — то миссионерскому влиянию такого батюшки на академическую среду конец. А то, что Священное Писание многократно переписывалось, редактировалось и корректировалось просвещенными отцами церкви, означает только их старание привести как можно большее количество людей к вере. Не усматриваю в этом ничего аморального. Ведь наши знания о природе тоже противоречивы и постоянно пересматриваются. Как говорил американский поэт Джеймс Лоуэлл «только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений». И вдобавок наше православие – это не только модное ныне «отстаивание пасхалий», это наша история, наша культура, нравственные традиции нашего народа, в конце концов, вековые жизненные устои предков, благодаря которым мы как раз и можем противостоять оболваниванию западной пропагандой.

Американский поэт Джеймс ЛоуэллАмериканский поэт Джеймс Лоуэлл

15. Цитирую далее отцов церкви. «Бесплотные духи невидимы для глаз и недоступны для других наших чувств, но они могут непосредственно действовать на наши души и тем заявлять о своем бытие. Но чтобы с точностью определить и отличить их действия, требуется очень тонко развитое духовное чувство, а этого не так легко достичь, и если достигают, то немногие. Только тогда можно было бы легко увериться в бытии бесплотных духов, если бы они часто и многим являлись, принимая какой-либо чувственный облик и свидетельствуя о себе как о духовно разумных и личных существах. Но, как известно, между ними и нами положена трудно переходимая граница.


Сергий Радонежский

16. Здесь уместно упомянуть о множестве эмпирических фактов, которые не поддаются объяснению в рамках традиционных теорий. Известны примеры получения зрительной и иной информации, минуя органы чувств, напрямую в мозг — так называемый феномен прямого видения. Процессами ясновидения еще до Второй мировой войны в лаборатории биофизики АН СССР в ходе экспериментов по изучению экстрасенсорного восприятия занимался профессор С.Я. Турлыгин, затем исследованием этого феномена занимался Институт мозга человека — Н.П.Бехтерева. Огромное количество подобных примеров было описано французским физиологом и бактериологом, академиком Шарлем Рише еще в ХIХ веке. Специализируясь на том, что сегодня называется биофизикой, он стал виднейшим ученым в сфере так называемой метапсихологии — научной дисциплины, которая пыталась заниматься систематизацией необъяснимых явлений и фактов в области сознания. Шарль Рише полагал, что мысль одного человека сообщается мыслям других людей, то есть мы не изолированы друг от друга, а находимся в непрерывной, но пока неведомой нам связи со всеми людьми. Приведем пример из отечественной истории: преподобный Сергий Радонежский во время трапезы вдруг поднялся из-за стола, сделал поклон на запад и сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада. И благословение Господне да будет с тобой». Братия удивленно спросила, к кому же он обратился. Преподобный ответил, что напротив их монастыря только что остановился епископ Пермский Стефан, едущий в Москву, который сотворил поклон и сказал: «Мир тебе, духовный брат!». Вот я ему и ответил. Впоследствии, епископ подтвердил, сказанное преподобным.


Шарль Рише

17. Еще более чем за сто лет до открытия черной материи и энергии Шарль Рише объяснял: «Во Вселенной существуют вибрации, которые возбуждают нашу чувствительность и обуславливают достоверное познание действительности, которого наши нормальные чувства не могут дать».

18. Доктор медицины, выдающийся хирург, лауреат Сталинской премии 1-й степени, деятель русской православной церкви, архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий) в книге «Дух, душа и тело» сообщал по этому поводу следующее: «…кроме обычных раздражений, адекватных нашим органам чувств, наш мозг и сердце могут воспринимать гораздо более важные раздражения, исходящие из мозга и сердца других людей, животных и всей окружающей нас природы и, что важнее всего, из неведомого нам трансцендентального мира».

Архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий)Архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий)

19. Весьма интенсивная подсознательная активность может проявлять себя наяву, но чаще в состоянии промежуточном между сном и бодрствованием. То, что называется вдохновением, весьма часто приходит в состоянии более или менее полного затмения сознания. Иногда подсознательная активность бывает столь сильной, что кажется внушением извне. Французский поэт-романтик Альфред де Мюссе писал: «Не работаешь, слушаешь, ждешь, словно кто-то неведомый говорит на ухо». Подобные примеры нашептываний, подсказок, озарений были у Сократа, Паскаля, Моцарта и других талантов и гениев.

Моцарт
Моцарт

20. Архиепископ Лука приводил удачное сравнение немецкого писателя Карла Дю-Преля: «Звезды льют свой свет беспрестанно, но при солнечном свете мы не видим света звезд. Надо, чтобы зашло солнце и наступила ночная тьма, и тогда звезды засияют для нас». Пока наша жизнь протекает по принципу «шалом» в калейдоскопе и шуме мирских страстей и суеты — пока в полную силу работает наше обывательское сознание, — деятельность нашего сверхсознания приглушена. Но когда угасает активная деятельность мозга в силу нормального или гипнотического сна, наркотического опьянения, значительного физического ущерба или применения техники медитации, тогда и вспыхивает свет нашего сверхсознания. Исторической стала реплика великого московского князя Василия Тёмного к ослепившему его князю Дмитрию Шемяке: «Ты дал мне средство к покаянию».

21. Долгие болезни были духовным очищением для многих святых, уводя их от суетных впечатлений мирской жизни. В собрании сказаний о жизни и страданиях мучеников, есть много примеров того, что сильнейшие повреждения тела, жесточайшие мучения пробуждали сверхсознание и вызывали внутреннее блаженство.

22. Официальная наука 18-19 веков провозгласила эти факты сказками и выдумками. Надо заметить, что это не единичный пример такого отношения к приведенным свидетельствам. Совершенно очевидные факты отрицались высокими учеными синклитами, если не укладывались в схемы общепринятых теорий и представлений того времени. Так, например, Французская академия наук категорически опровергала факты падения с неба камней (метеоритов), несмотря на многочисленные свидетельства, которые были объявлены суевериями. Аргумент академии звучал следующим образом: «Камни не могут падать с неба, потому что на небе нет камней». Эта же «передовая» академия отвергла противооспенную прививку, громоотвод, а проект парового судна американского изобретателя Фултона (1765—1815) назвала утопией. Подобное отношение к науке можно наблюдать и сегодня в России.

23. Православная молитва, видимо, обладает теми же свойствами, если выполняется с соблюдением определенных правил, которые в православии называются «умным деланием». В значительной степени эти приемы ушли из широкой практики православной молитвы, поэтому молитва сделалась профанацией, сугубым ритуалом, утеряв свое свойство вызывать сильные резонансы у молящихся людей. В православной церкви, однако, учения об умении правильно творить молитву существуют под совокупными названиями «Последование Христу», «Добротолюбие» и др., где даже наименования разделов говорят о самых разных аспектах техники медитации: «О трезвении в молитве» термин «трезвение» в православном смысле означает духовное очищение, «О трезвении и хранении ума в молитве», «О трезвении и хранении сердца в молитве», «О трезвении воли», «О хранении совести в молитве» и т.д. Давайте рассмотрим некоторые положения этих учений.

Православная техника сосредоточения рекомендует использовать короткие молитвы, в частности Иисусову молитву, которая даже в полном варианте состоит только из восьми слов: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Первоначально рекомендуется молиться вслух, произнося слова молитвы устно, затем, отрешившись от окружающей суеты, переходить к безмолвной молитве. Инок Дорофей в 17 веке советует: «От молитвы гласной проистекает молитва умная, а от умной молитвы является молитва сердечная. Произносить молитву Иисусову до?лжно не громким голосом, но тихо, вслух себе одному». «Говорить молитву нужно негромко, себе вслух, благоговейно, не спеша, чтобы не было рассеянности. Надо собирать внимание, заключать ум в словах молитвы при сокрушении духа, и мысли о помиловании. После каждой молитвы полезно делать паузы, ибо быстрое произношение усиливает рассеянность». Опыт показывает, что вначале молитва дается очень трудно: «Сердце делается жестоким, холодным, усиливается рассеянность в мыслях, восстают страсти, душа поражается нечувствием, ощущается как бы непреодолимая стена… Молящийся явно ощущает проявление темной дьявольской силы…». Однако при определенном усердии и проявлении воли количество молитвы переходит в качество: человек получает сердечную теплоту и умиление. Отцы Церкви учат: чтобы «удержать» ум, скитающийся и рассеиваемый, надо «иметь память Божию вместо дыхания, соединить молитву Иисусову с дыханием своим», то есть непрестанно молиться. Рекомендуется вводить ум в сердце вместе с дыханием, чтобы «крайне подвижный ум наш не смешивался, как пшеница с плевелами лукавых мечтаний наших». В школьном курсе анатомии говорили, что сердце лишь насос для перекачивания крови и не более того. Священное Писание относится к сердцу совершенно иначе, наделяя его огромными способностями чувствования. Надо сказать, что анатомо-физиологические знания о сердце не противоречат мнению Писания. К примеру, сердце густо оплетено сетью волокон симпатической нервной системы и через нее теснейшим образом связано с головным и спинным мозгом. Блуждающий нерв связан с сердцем системой церебральных волокон, по которым ему передаются воздействия центральной нервной системы. Медицина считает, что этим нервным узлам и волокнам принадлежит очень важная роль в физиологии чувствительности.

Церковь полагает, что сердце — это второй орган восприятия и познания, но интуитивного, в отличие от рассудочного. По сути дела речь идет о том, что сегодня называется подсознанием. Важность непрестанного моления как можно большего количества людей, с точки зрения эффекта социального резонанса, ныне очевидна даже на уровне инструментальной регистрации частотных характеристик деятельности мозга. Хотя, по-видимому, это очень грубое приближение к всестороннему пониманию проблемы. Однако знание об этом эффекте существовало и в древности. Богослов и церковный деятель Григорий Палама, чье учение в 1351 году было принято официальной доктриной Византийской церкви, часто поучал, что всем христианам надлежит непрестанно молиться. Я прочитал многие его труды и был сильно впечатлен убедительностью этого человека. Он полагал, что учить непрестанной молитве надо не только священнослужителей и монахов, но и мирян: мудрых и простых, мужей, жен и детей. Эта точка зрения иногда вызывала протест. Так, старец Иов, друг Григория Паламы, полагал, что непрестанная молитва — удел монахов и аскетов-пустынников, но не мирян, которые живут в суете. Позднее Иов убедился в своей ошибке и покаялся.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году
Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году

Искусство «умного делания» в России, по свидетельству наиболее проницательных и верных служителей православной веры, быстро деградировало с конца XIX века, и не только в среде мирян, но и в среде монастырской. Православие в то время утеряло свое влияние, стабилизирующее общество, что, в конце концов, привело к революции и массовому гонению на церковь. Необходимость высокой концентрации ума, склонного к рассеянности, связана с тем, что, по учению церкви, «духовное падение начинается уже с невидимого никому первого внутреннего помысла — прилога, когда без намерения и против воли входят в душу греховные представления». Это безгрешно, но говорит о близости к греху. «Блажен тот, — говорят отцы церкви, — кому удается умерщвлять самую мать злых исчадий», то есть лукавый прилог — первые мысли. Сочетание означает «принятие прилога, добровольное размышление о нем», что не всегда безгрешно. Следующий этап это сложение — «услаждение души помыслом». Это уже грех, требующий покаяния. Следующие, еще более губительные этапы, это «пленение и страсть». Думаю, эти этапы комментариев не требуют.

24. Вспоминаю свой визит к старцу Науму в Троице Сергиевой Лавре в 2005 году. У нас была очень продолжительная беседа, под конец которой я очень сильно захотел курить. Однако в монастыре курить не положено. Поэтому я просто достал из пачки сигарету и начал крутить ее в руках. На удивленный вопрос старца: «Ты что куришь?» я ответил: «Уже сорок лет!». На восклицание старца: «Ну, так брось!» я задумался: « Не пью, гулять стал мало, осталось одно досужее развлечение покурить! Если я скажу что брошу, а потом сорвусь, это не комильфо!». Поэтому я ответил: «Боюсь, батюшка, не получится!». И вдруг он мне говорит: «Ты не бойся, я тебя научу!». И далее рассказывает мне про лукавый прилог и как его «умерщвлять». С тех пор не курю.

25. Давая комментарии словам Писания «книги раскрыты были… и судимы были мертвые по написанному в книгах» [Откр. 20:12], церковь полагает, что перед престолом Судьи выявится духовное состояние каждого человека. Епископ Александр писал: «Все темные поступки, злые слова, тайные мысли и желания — всё, тщательно скрываемое и даже позабытое, — вдруг всплывет на поверхность и станет очевидным для всех. Ужасное то будет зрелище!».

26. Даже тайные мысли и желания! На уровне обывательской мудрости трудно представить, что тайные мысли могут быть зафиксированы и предъявлены. Однако если допустить, что каждого из нас ежесекундно пронизывает около ста триллионов частиц темной материи и мы живем в поле темной энергии, возможно, способной к восприятию информации, а сегодня одна из гипотез говорит, что поле темной энергии — поле информации то, следуя этой кажущейся совершенно невероятной гипотезе, безусловно, можно предположить, что о каждом из нас известно абсолютно все, вплоть до молекулярного строения в каждую секунду нашей жизни. Хотелось бы заметить, что тогда становится принципиально понятной, даже с позиций уже достигнутых наукой и техникой результатов, процедура воскрешения мертвых как один из главнейших и важнейших символов веры. Действительно, что такое цифровая фотография? Это быстрое физическое воссоздание изображения на основе кодированной цифровой информации. Тем не менее, цель бессмертия тела, а не только духа, остается совершенно непостижимой. Ради справедливости надо заметить, что Лев Николаевич Толстой критиковал учение церкви о страшном суде, как о воздаянии за грехи. В своей работе, которая называется «В чем моя вера», он полагал, что некоторые положения этого учения превращают истинную и безусловную веру человека в простой расчет. И его идеалистические аргументы звучат достаточно убедительно. Но позиция Церкви, по данному вопросу, может быть более прагматична, с миссионерской точки зрения.

27. В заключение не будет преувеличением сказать, что разгадка физической природы темной энергии — это центральная задача всего современного естествознания.

Вновь напоминаю Вам: читайте книгу, там эти аспекты изложены очень подробно со ссылками на первоисточники.

Печать E-mail

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить