Специальный проект клуба «Pro & contra»

Плоды иудейского «пленения»

Истоки. Часть 2. Плоды «пленения»

Осипов-Скурлягин Андрей Александрович

Стенограмма выступления № 9

Великие тайны Апокалипсиса. Истоки.

Часть 2. Плоды «пленения»

Из Библии известно, что коренной родиной евреев была Месопотамия. Семья Авраама жила в Уре, древней столице шумеров. Позднее она переселилась в Ханаан, на территорию сегодняшней Палестины. На карте можно видеть предполагаемый путь переселения этой семьи. Таким образом, еврейские корни нисходят к большой группе народов, которые создали одну из богатейших цивилизаций в истории человечества.
Контакты с Месопотамией просматриваются в истории Израиля и Иудеи на протяжении многих лет. Часто влияние культуры междуречья оказывалось доминирующим. Восемь иудейских царей обвинялись в поклонении идолам. Так царь Иудеи Ахаз, после посещения Ниневии, огромной столицы Ассирии, был столь впечатлен, что стал ревностным почитателем ее богов. Он повелел вынести из храма жертвенник Яхве.

А на его месте поставить жертвенник чужим богам. Представьте себе, в городе Давида, утвердилась религия Ассирии! Только деятельность знаменитого пророка Исайи, позволила возродить яхвизм. В словах, полных ужаса, он призывал Иудеев отказаться от чужих богов и предупреждал народ об ассирийской опасности. Под влиянием Исаии, царь Езекия, сын Ахаза, начал бороться с идолами – срезал ритуальные деревья, разбивал камни, разбил медного змея, отлитого еще при Моисее. Это был открытый вызов влиянию Ассирии.

Пророк Исайя выходит навстречу иудейскому царю Ахазу и говорит ему
Пророк Исайя выходит навстречу иудейскому царю Ахазу и говорит ему….

В 605 году до н.э., царем Вавилона стал Навуходоносор II. Первый захват Иерусалима, закончился пленом царя иудеи Иоакима. Он был угнан в Месопотамию и бесследно исчез. Следующий Царь Иехония, продолжал антивавилонскую политику. Вавилон вновь напал на Иерусалим и вместе с царской семьей в плен были угнаны более семи тысяч иудеев. Среди них был и знаменитый пророк Иезекииль. Третье нападение на Иерусалим состоялось в 586 году до н.э. Город был превращен в груду развалин. От храма и дворца остались лишь обгорелые обломки и разбитые колонны. Царь Седекия был ослеплен и брошен в вавилонскую тюрьму, где вскоре скончался, а все его сыновья были убиты. Десятки тысяч пленных построили в колонны, связали длинными веревками и погнали в «чужую» страну.
Видение пророка Иезекииля
Видение пророка Иезекииля

Как уже упоминалось выше, переселение в Месопотамию, так называемое пленение это — водораздел в истории Израиля. Оно по сию пору имеет своё все более и более возрастающее значение в историческом плане для этого народа, ибо коренным образом повлияло на их национальный характер. Именно под воздействием своеобразной культуры Вавилона были сформированы основные черты последующего еврейства. Которые затем, в период рассеяния и под влиянием новоиудейства, превратились в устойчивые особенности, не утраченные, этим народом, и по сей день.

Попав в Вавилонию, иудеи оказались в положении, разительно, как небо и земля, отличном от того положения, в котором они находились на своей исторической родине. Там они занимались только самым примитивным богарным земледелием и скотоводством. «Пленники» были размещены в центральных частях Вавилонского царства, а не на периферии. Причем в крупнейших городских центрах всей Передней Азии. Среди богатого населения которое было занято по преимуществу: торговлей, промышленностью, залогами, ипотеками, различного рода ссудами, займами, кредитами и ростовщичеством. К VI веку до н.э. Вавилон был торговым центром всего Древнего Востока. В Вавилоне можно было купить любой товар древнего мира, а вавилонские товары служили своего рода эталоном мирового качества и моды. Можно представить ощущения этих пленников которых волею судеб занесло из отсталой земледельческой страны в крупнейшие и важнейшие торгово-промышленные центры мира.

Весьма важно понимать, что переселенцам был предоставлен, свободный, но достаточно ограниченный, выбор деятельности. Например, заниматься родным сердцу земледелием они в Вавилоне не могли, т.к. во- первых, вся земля давно была поделена между коренным населением, а во вторых они ничего не понимали в очень сложной системе ирригационного земледелия. Понятно, что для переселенцев были закрыты военная, религиозная и первоначально государственная карьера или просто служба.

Однако совершенно доступный и наиболее легкий путь к обогащению открывался им в области торговли, ремесла и денежных операций. Туда они волею судеб и ринулись. Многие из них в этом преуспели настолько, что когда вслед за падением Вавилона указом Кира им была дарована свобода, они не пожелали вернуться в Палестину, а добровольно остались в Месопотамии, которая стала для них новой родиной. Следствием было то, что они, фактически, стали новым народом: из сельских жителей превратились, по своему образу жизни и привычкам, в горожан и притом в торговую нацию. Таким образом, вавилонский плен положил начало еврейскому рассеянию. Таблички, найденные в Ниппуре, говорят об исключительной широте иудейского рассеяния, которое последовало сразу же после окончания вавилонского плена. Оставшаяся в Вавилоне диаспора посылала в Палестину подарки и денежные взносы, но упорно оставалось жить в стране своего пленения. С ходом времени национальный характер евреев диаспоры все более и более стал отдаляться от евреев Палестины. Несмотря на то, что диаспора была искренне заинтересована в восстановлении храма и сохранении древних религиозных установлений, рассеянные евреи научились исполнять предписания Закона и без храма, и без Палестины, и без жертвоприношений. Плотное поселение «плененных» в первых гетто и «охранители» древних обычаев, явились залогом того, что евреи не растворились в море народов Азии, что случилось с десятью племенами Израиля, выселенными ассирийцами в 772 году.
Кир II Великий
Кир II Великий

Поэтому вместо триумфального шествия всего народа в землю, «точащую мед и молоко», только малая часть иудейского общества, особенно бедная, предприняла попытку переселиться на родину предков и возродить Иерусалим и свою религиозно-национальную святыню — храм.
Модель иерусалимского Храма
Модель иерусалимского Храма

Некоторый период времени переселенцы испытывали многочисленные трудности разного рода, от тривиального голода до угрозы полной ассимиляции своими исконными врагами: моавитянами, аммонитянами, идумеями и, как это ни странно самарянами. Но здесь начинается специфическая деятельность Ездры, который, по существу, стал основателем новой религии евреев — законнического иудаизма.


Гюстав-Доре—Иллюстрация-к-Библии—Ездра-читает-народу-Закон

Совокупность вернувшихся постепенно превратилась в сугубо религиозную общину, «Остаток Израиля». Чтобы эта община не была поглощена другими национальными религиями, Ездра устроил бракоразводную комиссию, что привело к изоляции. Евреи стали стремиться к отделению от не евреев, и даже от своих соплеменников, которые не соблюдали закон. Стали приветствовать прозелитов, которым давалось равенство перед Законом. Но, несмотря на это иудаизм не стал миссионерской мировой религией, в связи с наличием в нем ряда специфических тенденций.

Все это в совокупности, привело к тому, что в иудаизме очень прочно укоренилась эсхатологическая надежда на будущее, которая имела мессианский апокалипсический характер. Поэтому идею мессианства очень тщательно отрабатывали, по всей видимости, перебором «известных» пророческих изречений. Богатейшим источником пророческой, а можно сказать и прогностической информации были вавилонские протасисы, где излагались факты происшествия, и аподосисы, где содержались предсказания. Можно полагать , что сбором этой информации в оккупированной персами Вавилонии, и занималась еврейская диаспора чтобы, как я упоминал выше, поддержать тех кто все же вернулся на историческую родину. Я полагаю, что доступ к этой информации, а об ее объеме мы не можем судить, имел только узкий круг «посвященных», что было вполне в традиции древности. Можно предположить, что эта информация, основу которой, видимо, составляли тысячелетние эмпирические наблюдения вавилонян за социально-экономическими трансформациями общества, была дополнительно «засекречена» каббалистическим влиянием ортодоксального иудаизма. И тогда Откровение таинника Иоанна Богослова, можно рассматривать как акт «рассекречивания», как благородный акт предания гласности предостережения людям.
Эсхатология - отдел богословия, посвященный изучению последних судеб
Эсхатология — отдел богословия, посвященный изучению последних судеб

Иоанн Богослов предостерегает людей!

Можно заметить, что следы культуры Месопотамии, отчетливо видны в текстах Ветхого Завета, одна часть которых создавалась в ранний период, а другая довольно поздно, после вавилонского пленения. Известный немецкий ученый А. Альт в работе «Истоки права израильтян» выявил, что наиболее древние из израильских законов Ветхого Завета коренятся в вавилонском кодексе Хаммурапи. Даже десять заповедей имеют аналогию с вавилонским литургическим текстом Шурпу, что доказал Джузеппе Риччиотти(1890—1964), автор книги «История Израиля».
История израиля
Джузеппе Риччиотти «История израиля»

Еврейское «племя» Авраама, вынесло в Ханаан обычаи, обряды и религиозные мифы, возникшие на берегах Тигра и Евфрата. Смутные воспоминания об этих событиях и представлениях жили в еврейском народе как легенды и сказания, и много веков спустя были включены жрецами в Библию. Это наследие передавалось древними евреями из уст в уста, из поколения в поколение. Благодаря фольклорному характеру передачи этих исторических сведений, подлинные события обрастали множеством преданий, мифов, легенд, притч и побасенок, что становилось трудно, а зачастую невозможно отличить правду от вымысла, и только с помощью месопотамских источников можно было распознать их родословную. И в этом огромную роль сыграли великие археологические открытия.

Библия обходит молчанием огромный период иудейской истории. По всей вероятности, за это время не происходило ничего достойного внимания. Иудея была маленькой, захолустной провинцией огромной персидской империи. С согласия персидских царей управление Иудеей осуществляли жрецы, и она была, в сущности, не государством, а маленькой религиозной общиной. Иудеи, оторванные от остального мира, были заняты исключительно своими внутренними делами. Должно быть, именно в ту эпоху был создан Ветхий завет в его сегодняшнем виде. Библия стала обвинительным документом, который должен был доказать, что единственный путь к спасению и благополучию — верность Моисеевой религии.

Печать E-mail

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить