Специальный проект клуба «Pro & contra»

Естественнонаучные предпосылки для понимания великих тайн.

Естественнонаучные предпосылки для понимания великих тайн

скачать выступление в формате mp3 (37мб)

Осипов — Скурлягин Андрей Александрович

Стенограмма выступления № 3

Великие тайны Апокалипсиса. Реальность.

Часть 1

Естественнонаучные предпосылки понимания великих тайн

Сегодня мы переходим к серии докладов «Великие тайны Апокалипсиса. Реальность», Часть первая. Естественнонаучные предпосылки понимания великих тайн.

Мистический взгляд на проблему   Великих Тайн книги Откровения  звучит  следующим  образом: «Помысел божий  допускает открываться нужному месту  Священного Писания   только в  угодное Богу время. Попросту говоря богословие ставит вопрос – пришло ли время?». Научная  точка зрения  сводится к другому вопросу: «Накопился ли достаточный научный потенциал, чтобы успешно проникнуть  в   тайны книги Откровения?».

Как  видно,  в этих подходах нет противоречия.  Давайте очень кратко и в популярном изложении посмотрим, пришло ли время.

Современная наука в лице ее ученых естественников еще в ХХ веке  убедительно  доказала:  эволюция общества протекает совсем не по тем законам, которые сегодня назойливо внушает нам Российское телевидение. Они говорят, что «постепенный», эволюционный путь развития и революции взаимоисключающие понятия. В то же время естествознание установило, что  революции, как бифуркации в физике или как мутации в биологии, являются неотъемлемой составной частью эволюции. Так, еще в  ХХ веке была  выдвинута концепция «прерывистого равновесия», согласно которой смена фаз развития не синхронизирована, и поэтому «большие скачки», т.е. революции, неритмично сменяются периодами «застоя» и провалами. Невероятно быстрые кризисные изменения последних лет, такие как распад социалистического блока, взрывное распространение терроризма, серии «оранжевых» революций бросают вызов консервативным  теориям социальной динамики.

Академик РАН Никита Николаевич Моисеев получил мировую известность благодаря созданию математической модели под названием "ядерная зима" - о неизбежных последствиях возможной ядерной войны. Доклад советских математиков стал сенсацией, и значительно повлиял на решение политиков начать процесс разоружения. Но для Моисеева эта математическая модель была только частным случаем. Изучая влияние человеческой деятельности на биосферу, учёный пришёл к выводу, что человечеству страшна не только ядерная угроза, и что разумная жизнь на Земле может исчезнуть в ближайшие полвека. 

Академик РАН Никита Николаевич Моисеев получил мировую известность благодаря созданию математической модели под названием «ядерная зима» — о неизбежных последствиях возможной ядерной войны. Доклад советских математиков стал сенсацией, и значительно повлиял на решение политиков начать процесс разоружения. Но для Моисеева эта математическая модель была только частным случаем. Изучая влияние человеческой деятельности на биосферу, учёный пришёл к выводу, что человечеству страшна не только ядерная угроза, и что разумная жизнь на Земле может исчезнуть в ближайшие полвека.

Великий русский ученый академик  Никита  Моисеев  полагал, что важным  обобщением науки ХХ века является понимание того, что общество на пути своего развития непременно сталкивается с кризисными ситуациями. Однако в рамках предлагаемого Вашему вниманию  исследования установлено, что это эмпирическое обобщение, видимо, было сделано еще за несколько тысяч лет до нашей эры в культуре Древнего Шумера и нашло свое отражение в текстах Священного Писания.

Как известно, Откровение — это книга о «конце света». Если «конец света» именовать на языке естественных наук, то это означает окончание жизненного цикла социальной, а может быть, и социально-физической системы. Например, у человека жизненный цикл состоит из следующих стадий. Условное «небытие», затем внутриутробное  развитие, младенчество,  юность, зрелость, старость. Все эти стадии разделены между собой переходными периодами: зачатие, рождение, подростковый переходный возраст, кризис  зрелого возраста, и,  наконец, смерть — «конец света» — как переход живой материи в небытие или, как учит религия,в иную форму существования.

Теории циклов разрабатывались многими древними теологами, философами и учеными. Так,  жрецы Древнего Вавилона выявили астрономические циклы длиной от 8 до 600 лет.  Китайские мудрецы сумели усмотреть социальные микроциклы с продолжительностью от 3 до 30 лет. Известен индуистский миф о циклической смене «дня и ночи Брахмы». Древнегреческие философы Аристотель , Платон , Плутарх  также развивали учение о цикличности. Известны  циклы  Кондратьева и Кузнецова в экономике; циклы Чижевского в истории; В жизненном цикле этносов известный российский историк Лев Гумилев  выделяет восемь стадий. В рамках естественных наук  переходные периоды или кризисы изучаются  такими научными   дисциплинами как  теория детерминированных систем  с хаотическим поведением, универсальный эволюционизм, синергетика. В физико-химических системах переходные кризисные процессы традиционно называют фазовыми переходами из одного качественного состояния в другое. Существует множество математических моделей кризисов. Одной из известных, можно сказать классических моделей является, например, теория катастроф,  академика  Владимира Арнольда.

Аристотель

Аристотель

Платон

Платон

Плутарх

Плутарх

Академик Кондратьв Н.Д. -  Теория длинных волн

Академик Кондратьв Н.Д. — Теория длинных волн

Чижевский А.Л.

Чижевский А.Л.

Лев Гумилев

Лев Гумилев

Академик РАН Владимир Арнольд - Путешествие в хаосе.

Академик РАН Владимир Арнольд — Путешествие в хаосе.

Социальные кризисы, имеют ряд важных признаков. Это порядковый номер – первый,  второй, третий и т.д., начиная от зарождения социальной системы. Установлено, что общее количество кризисов от рождения до смерти социальной системы колеблется в диапазоне  от 5до 9. Вам дорогой слушатель это еще ничего не напоминает?  («И зверь, который был, и которого нет, есть восьмой, из числа семи, и пойдет в погибель» Откровение, глава 17, стих 11. Следующий важный признак кризиса это Длительность – от нескольких дней до сотен  лет. Затем  Характер кризиса – прерывистый    или  непрерывный. Место в жизненном цикле: например между зрелостью и старостью. Интенсивность изменений – высокая, низкая.

Во время кризисов,  во-первых, происходит замена старых элементов, свойств и отношений на новые. Чуть прозевай, и перемены приведут к коррупционным свойствам,  коррупционным отношениям и коррупционерам. А могут и к инновационной модернизации.  Во-вторых, кризис это предохранительный клапан для сброса энергии. Это тоже палка о двух концах. В-третьих, кризис это благоприятный период для «экспериментов» и «творчества» в системе, в силу ее гиперчувствительности в этот момент. Однако  результаты «эксперимента» могут быть и отрицательными.

Причины возникновения кризисов имеют три подхода  к объяснению. Внешний, внутренний и вселенский, связанный с самоорганизацией материи.

Академик А.Н.СССР  Вернадский В.И., писал: Современные глобальные экологические проблемы являются результатом столкновения между техносферой и биосферой, — столкновения, в котором техносфера играет активную, агрессивную роль. Если пользоваться экологической терминологией, то речь, в сущности, идет о процессе конкурентного вытеснения биосферы техносферой, количественной экспансии человеческой цивилизации. Идет быстрая техносферная оккупация планеты. Поскольку техносфера и биосфера находятся в постоянном взаимодействии, их сумму можно представить как единую систему — экосферу. Именно человечество, ресурсы и продукты его производства оказывают серьезное влияние на процессы, протекающие в экосфере, вмешиваются в природный круговорот, изменяя его сбалансированность и гармоничность. Автор термна Л. Кол (СоIе, 1958) обозначил экосферой совокупность всего живого на Земле вместе с его окружением и ресурсами. 

Внутренние причины в своем глубинном основании связаны с нарушением баланса между самоорганизацией социума и его управлением. Это может быть вызвано социогенетикой, сменяемостью поколений, сменяемостью технологических укладов, сменой правительств и пр. В конечном счете, в основе внутренних причин социальных кризисов лежит море человеческих страстей и пороков. Современная наука в лице ее наиболее выдающихся ученых еще в ХХ веке пришла к выводу, что перспективы существования человечества связаны не столько с техническим прогрессом цивилизации, сколько с кардинальной перестройкой духовного мира человека, изменением шкалы его ценностей. Об этом писали академики В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев и др.  Христианская церковь проповедует это уже на протяжении двух тысячелетий практически с нулевым результатом. Я имею в виду и заповеди и нагорную проповедь и,  например, так называемое   «золотое правило нравственности» — «не делай ближнему того, что ты не хочешь, что бы он сделал по отношению к тебе». Однако шкала ценностей не меняется.

Паули Вольфганг -  основоположник квантовой теории

Паули Вольфганг — основоположник квантовой теории

Внешние причины кризисов это изменения геомагнитного поля Земли, вспышки солнечной активности, и, в первую очередь, это воздействие других социальных систем, иногда  положительное, а иногда разрушительное.

Швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875-1961)

Швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875-1961)

Вселенский подход связан с принципом непричинной связи — синхронизмом, согласно которому  внешне независимыми события оказываются разумным образом взаимосвязанны. Таким образом, социальные кризисы в обществе бывают обусловлены не только конкретными причинами, но и вселенским, порядком. Эту идею  выдвинули швейцарские ученые: психолог  Юнг и физик-теоретик квантовой механики, Паули. Чем он отличается от богословского подхода, трудно сказать.

Профессор Гранит Семин

Профессор Гранит Семин

Некоторые ключевые  характеристики кризисов были получены на основе использования нелокальной статфизики и математики несчетных множеств. Это было сделано в научной школе нашего современника — доктора химических наук профессора Гранита Сёмина. Полученные математические модели отличались высоким объяснительным  потенциалом.  Были выявлены ранее неизвестные координационные взаимодействия и эффекты, связанные с образованием комплексов в социальных  системах.

В частности, было получено  математическое выражение интегральной неопределенности социальной системы — то есть уровень ее обобщенной хаотизации или другими словами синергетическую сумму всех рисков, которые присутствуют в системе. Причем установлены критические границы  интегральной неопределенности, за которыми система неотвратимо погибает. Все это математически связано с коэффициентами управления потоками информации в социальной среде, то есть, по терминологии Апокалипсиса, со сферой деятельности лжепророка.

Понятия Порядок и Хаос в повседневной жизни очень часто упоминаются, но под другими названиями. Эти названия вам хорошо известны — посмотрите таблицу 2.2.в стенограмме выступления.

Михаил Врубель.1885.  Сошествие Духа Святого на апостолов.

Михаил Врубель.1885. Сошествие Духа Святого на апостолов.

Наука сегодня не имеет однозначного ответа, что явилось источником возникновения первичного порядка как феномена ритмической повторяемости. Возможно, это «врожденная» способность материи к самоорганизации. В христианской терминологии это одно из воплощений Бога — Дух Святой, пронизывающий нашу Вселенную. Хождение античного бога в глубины хаоса во имя обновления созданного, но слабеющего порядка есть прообраз христианского Апокалипсиса. Это дает богословам основание утверждать, что с хаосом должен ассоциироваться возмутитель вселенского божественного   порядка — сатана.

Хаос

Хаос

Дракон (Сатана) Хаоса.

Дракон (Сатана) Хаоса.

Итак, хаос — это  синоним библейского сатаны, возмутителя вселенского порядка. Поэтому,  говоря наархаичном религиозном языке, через показатель интегральной неопределенности можно рассчитать  уровень одержимости  сатаной любой социальной системы.

На практике мы имеем дело преимущественно с различными пропорциями хаоса и порядка в системах — то есть с биполярными системами. В зависимости от содержания хаоса в этой пропорции и определяется его двуликая роль по отношению к структурам порядка: либо как «рождающая» этот порядок  либо как «пожирающая» его.

Избыток хаоса в системе приводит, например, к нарушению известного закона о причинно-следственных связях: «одинаковые причины порождают одинаковые следствия». В действительности этот закон носит вероятностный характер, однако для «нормальных» социально-экономических условий его можно рассматривать как условно линейный. А вот в системах с избыточным хаосом одинаковые причины далеко не всегда вызывают одинаковые следствия: «То ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет».

В жарких телевизионных шоу на злободневные темы ораторы, захлебываются в крике, доказывают друг другу превосходство своей логики и планов. А логики просто нет! В хаосе все логические цепи микроуровня обессмысливаются. Планировать можно, скажем, на неделю вперед, не более, поэтому все это выглядит абсурдом сумасшедшего дома. Сплошная палата №6. Например, рейтинговая передача с циничным названием «Пусть говорят», что подразумевает «Если быдлу хочется, пусть болтает, а мы посмеемся».   До появления теории хаоса этот вопрос даже не обсуждался (исключение составляли лишь специалисты в области квантовой механики, которые встречались с этой проблемой). Весьма афористично по этому поводу высказался премьер-министр России Виктор Черномырдин «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

А теперь представим пояснения к  некоторым терминам,  необходимым для адекватного понимания  процессов эволюции  систем.

Нелинейность — это важнейший элемент  мировоззрения на окружающий мир. Свойство нелинейности означает, в частности, что процессы, которые присходят в таком мире, становятся не чувствительными к некоторым, даже значительным, изменениям параметров среды. Параметр меняется, а процесс в целом остается в прежнем русле развития событий: «Собака лает, а караван идет». Но если параметр изменился хоть чуть-чуть сверх некоторого критического значения, то происходит качественное изменение процесса, картина меняется полностью. О чем это говорит?

Нелинейность как следствие конкуренции хаоса и порядка

Нелинейность как следствие конкуренции хаоса и порядка

Во-первых: о пороговой чувствительности – чтобы ни происходило ниже порога, это не даст никакого эффекта в будущем — поэтому рассказ Р. Бредбери о смерти бабочки, которая вызвала лавинообразные исторические последствия – ошибочен в корне для «руслового» состояния системы.    Но стоит чуть-чуть преодолеть порог, и любая мелочь гипертрофированно разрастется.

Во- вторых о дискретности путей развития процессов: т.е. о принципиальной возможности  осуществления только некоторого  разграниченного набора сценариев.

В-третьих: «чуть-чуть» может вызывать огромные, чудовищные по масштабам последствия. «Ошибка на толщину волоса может сбить с пути на тысячу миль». В этой  древней китайской пословице,  сосредоточено почти все, что мы сегодня знаем о нелинейности окружающего нас мира.

В-четвертых: прогнозы на основе линейной экстраполяции  в нелинейной среде принципиально ненадежны.Однако и поныне вся государственная прогностика — это линейная экстраполяция. Точность этих прогнозов 3 % – ниже, чем у уличной гадалки, что признают серьезные ученые во всем мире. Однако чиновникам это не указ. Накануне развала СССР тоже было «громодьё» прогнозов и планов, и где они? Когда просматриваешь, например, прогнозы Пенсионного фонда РФ, за которые с нищих пенсионеров взяли приблизительно 200 млн рублей, то создается впечатление, что их выполняли школьники троечники;

В-пятых: о возможности сверхбыстрого развития процессов за счет нелинейной, положительной обратной связи.

Обходя детали, можно сказать, что в процессе развития всякая система доходит до стадии, когда она становится сверхчувствительной к малым воздействиям – неустойчивой.  На этой стадии какое-то незначительное событие, может отклонить систему от прежнего русла эволюции и направить в совершенно другое русло, на другую ветвь. Т.е. порог чувствительности системы резко снижается. Образные примеры неустойчивости можно встретить в социальной психологии поведения толпы, у  блестящего  русского публициста  Н.К.Михайловского. В его блестящей статье «Герои и  толпа»,  «Герой» у Михайловского это вовсе не человек, совершающий великий подвиг. Это просто человек, который первый делает тот решительный шаг (малое воздействие), которого трепетно ждет толпа (система в стадии неустойчивости), чтобы стремительно бросится в ту или иную сторону (ветвление).

Понятие аттрактор является более сложным. Это «скрытая» цель эволюции. Цель, которая «не видна», но которая обязательно существует и притягивает к себе как магнит. Причем этот «магнит» расположен в «будущем» и оттуда притягивает к себе из «настоящего» систему. Это как бы предопределенность. Но не жесткая, так как существует целый спектр аттракторов. По всей видимости, можно предположить, что этот спектр ранжирован. Это предположение созвучно гипотезе члена-корреспондента РАН  С.П. Курдюмова об иерархии сред.

Рассуждая о «конце света», нельзя не упомянуть гипотезу британского эколога XX в. Джеймса Лавлока (р. 1919), известную под названием «Гея» — в честь древнегреческой богини земли. Это естественнонаучная гипотеза, отчасти созвучная гипотезе ноосферы крупнейшего русского ученого В.И. Вернадского (1863—1945). Согласно гипотезе, земля — это живая система, которая в своих интересах регулирует собственные физико-химические параметры, а следовательно, имеет свои жизненные циклы, потому ей свойственна и смерть. Эта смерть, может быть, совпадает с Апокалипсисом, а может быть является его фрактальной копией более высокого уровня

Природный фрактал

Природный фрактал

Упоминание термина «фрактал» (от лат. fractus — сломанный камень) необходимо пояснить. Он относится к так называемой фрактальной геометрии, изучение которой по официальной версии началось лишь в конце ХХ века в отличии от геометрии Евклида, которую изучают уже тысячи лет. Квинтэссенция фрактальной геометрии в том, что она изучает структурное подобие частей природных объектов: причудливые формы облаков, изломы гор, кроны деревьев и прочее. Например, структура дерева в целом подобна структуре отдельного сучка, структура сучка подобно структуре ветки, структура ветки подобна структуре отдельного листка и так далее. Это свойство универсально. Оно связано и с философским вопросом о способности более простой системы, например, человека, к постижению более сложной системы, например Бога. И только их подобие, декларированное в Священном Писании словами: «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему», дает некоторую надежду на это постижение.

Как писал в книге «Фрактальная геометрия природы» французский и американский математик Бенуа Мандельброт, который и придумал термин «фрактал», «Природа демонстрирует нам не просто более высокую степень, а совсем другой уровень сложности».

Вакуумная дырка это в прямом смысле «дыра» в пространстве-времени, в которой протяженность и время равны нулю – расстояния между любыми точками равно нулю и время течет бесконечно медленно. Так как вакуумные дырки существуют в любой точке Вселенной и возле любой частицы, то фактически расстояние между данной частицей и любой другой частицей Вселенной через вакуумную дырку равно нулю. Фактически любые два объекта через вакуумную дырку находятся «рядом». Этим в дырочной телепортации (ДТ) объясняется, почему при выбрасывании объекта в вакуумную дырку (выбрасывании за пределы вселенной), объект может мгновенно оказаться в другой, случайной точке пространства. Этим же можно объяснить и квантовую телепортацию (нелокальность, ЭПР корреляции). Поскольку вакуумные дырки существуют в любой точке пространства, то фактически любая частица находиться «рядом», через вакуумную дырку с любой другой частицей Вселенной. Нелокальность является фундаментальным свойством (дырочного) пространства-времени. Все частицы А, В, и С «соприкасаются» через вакуумную дырку, несмотря на то что А и В находятся рядом , а С — на расстоянии, например 1 светового года от них.

В завершении  этого раздела необходимо сделать несколько важных дополнений общего   характера.  Как известно, рациональное знание — это группа абстрактных понятий  имеющих линейную  структуру, которая характерна для человеческого мышления и речи. Ученые, стремясь  к четким определениям еще более абстрагируют структуру  языка. Однако мир вокруг нас полон разнообразия и неожиданностей. В нем нет прямых линий и строгой геометрии,  и внятных предсказаний.   Понятно, что при помощи  абстрактных понятий полностью описать такой мир нельзя.  Поэтому  рациональное знание априори ограничено. По словам одного из создателей квантовой  физики

Вернер Гейзенберг.

Вернер Гейзенберг

Вернера Гейзенберга, автора  принципа неопределенности,  «каждое слово или понятие, каким бы понятным оно ни казалось, может найти лишь ограниченное применение», а, по словам Альберта Эйнштейна: «Пока математические законы описывают действительность, они неопределенны, когда они перестают быть неопределенными, они теряют связь с действительностью». По сути,  прогресс «точных» наук заключается в том, что приблизительность постепенно уменьшается в результате новых открытий, но видимо никогда не будет сведена к нулю. Например, квантовая  теория описывает мир элементарных частиц в терминах вероятностей. «Это значит, что мы никогда не можем с точностью утверждать, где будет находиться в определенный момент субатомная частица, и каким образом будет происходить тот или иной атомный процесс. В квантовой теории вероятность это основа  атомной действительности, которая управляет ходом всех процессов и даже существованием материи». Таким образом, наука  имеем дело не с реальностью, как таковой, а только с нашими  научными представлениями о ней. Современная физика, таким образом, говорит, что классические представления об объективном характере науки устарели.  Реальность, или как говорят восточные мистики,  «высшая» реальность не может быть адекватно описана словами, поскольку лежит вне области чувств и интеллекта, из которых происходят наши слова и понятия. Упанишады говорят об этом так:

«Туда не проникает ни взгляд,

Ни речь, ни ум.

Мы не знаем, мы не понимаем.

Так как же можно обучить этому?».

«Кена Упанишада». 3

 «Научное исследование, в первую очередь, состоит из рационального знания, но не сводится к нему. Бесполезной было бы рациональное  исследование, если бы за ним не стояла интуиция, которая таит в себе их творческую силу. Озарения обычно приходят неожиданно и, что характерно, не в минуты напряженной работы за письменным столом, а во время отдыха,  на пляже или под душем. Когда  умственная работа сменяется отдыхом, интуиция  берет верх, и порождает кристально ясные откровения, которые и привносят в процесс научного исследования настоящее  удовольствие.

   В классической физике понятие вероятность используется в тех случаях, когда неизвестны характеристики какого-то процесса . Так, играя в кости, мы, в принципе, могли бы предсказать результат того или иного броска, если бы знали обо всех условиях, в которых бросок совершается: материале, из которого изготовлена кость,   характере  поверхности, на которую падает кость, силе и направлении броска,   и т. д. Все эти данные называются локальными переменными, ибо они принадлежат к предметам, принимающим самое непосредственное участие в  процессе.

  В квантовой физике тоже не всегда можно  предсказать, когда и как  произойдет то, или иное   субатомное  событие,  возможно  лишь сказать о его вероятности. Т.е., вероятность в классической и квантовой физике  используют в одних  целях:  мы имеем дело с некими «скрытыми» переменными, что  мешает нам делать  определенные выводы.

  Тем не менее, есть  очень существенная разница.  Если в классической физике скрытые переменные являются локальными, то в квантовой физике они нелокальны: они представляют собой мгновенные связи со Вселенной в целом.    Поведение любой части целого определяется ее нелокальными связями с последним, а поскольку об этих связях мы ничего не знаем, нам приходится заменить узкие классические понятия причины и следствия более широкими представлениями о статистической причинности.  Законы атомной физики имеют природу законов статистики, и вероятность отдельных атомных явлений определяется общей динамикой всей системы. В то время как в классической физике свойства и поведение некоего целого определяется свойствами  его отдельных частей, в физике квантовой все обстоит совершенно иначе: поведение частей целого определяется самим целым. Я остановился на этом феномене столь подробно, только потому, что, Иоанн Богослов излагает  именно квантовый принцип зависимости поведения частей целого от динамики всей  системы. Обратите на это внимание при  чтении книги.    Сам Эйнштейн долго не мог признать, что нелокальные связи есть, и из этого факта вытекает фундаментальное значение вероятности.

Нилс Бор

Нильс Бор

Известен его исторический спор с Нильсом Бором. В результате  Эйнштейну пришлось признать, что квантовая теория в трактовке Бора и Гейзенберга представляет собой последовательную систему научных взглядов. Однако он продолжал верить, что наука сумеет найти детерминистское описание всех доселе необъяснимых явлений.

Позднее, известная теорема американского физика Джона Белла  доказала правоту Нильса Бора касательно того, что взгляды Эйнштейна несовместимы с законами квантовой

Джон Белл

Джон Белл

физики. Теорема Белла проливает свет на фундаментальную слитность Вселенной. В свою очередь физик Дэвид Бом предложил идею имплицитного порядка который присущ космической сети отношений на более глубоком уровне — уровне  «непроявленности». Лауреат Нобелевской премии физик Стивен Чу называет такой порядок  «вложенным» и утверждает, что в рамках этого порядка отношения внутри целого не имеют ничего общего с локальностью во времени и пространстве, обнаруживая совершенно новую природу — природу вложенности.

Дэвид Бом

Дэвид Бом

Эта вложенность, вероятно, наделяет  каждый отдельный фрагмент целого, способностью содержать в себе  сведения о целом. Например, осветив любой участок голограммы, можно видеть все изображение в целом, хотя оно будет не таким подробным, как при освещении всей  голограммы. Есть поэтический пример – буквально не помню – но что такое: «Весь мир в песчинке разглядеть». По мнению Бома, реальность структурируется так, что каждая существующая вещь в целом «вкладывается» в каждую из своих составных частей.

Нобелевский лауреат, физик Стивен Чу

Нобелевский лауреат, физик Стивен Чу

Но в отличии от фрактальной геометрии описываются не   структуры объектов, а структуры движения, что позволяет принять во внимание как принципиальное единство вселенной, так и ее динамическую природу. Бом полагает, что пространство и время тоже являются вложенными формами. Бом считает, что понимание этого во первых позволит более глубоко осознать суть вероятности в квантовой физике, и во вторых позволит объяснить основные свойства релятивистского понятия пространство-время. Таким образом, теория имплицитного порядка дает единую основу для теории относительности и квантовой теории. Для понимания имплицитного порядка, по мнению Бома, сознание следует рассматривать как неотъемлемый компонент динамической  вложенности. Поэтому он  включил сознание в свою теорию. Он считает, что сознание и материя взаимосвязаны и взаимозависимы. Но между ними нет причинных связей. Они представляют собой вложенные друг в друга проекции более высокой реальности, которая не является ни материей, ни сознанием в чистом виде. Это очень близко к богословскому миропониманию.

34. На этом можно закончить краткий обзор минимума естественнонаучных знаний, который  необходим для понимания тайн Апокалипсиса. Читатель может самостоятельно раскрыть их до чтения следующих разделов книги. (Более подробно об упомянутых здесь теориях смотрите  в 5-й главе монографии)

Печать E-mail

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить