Специальный проект клуба «Pro & contra»

Великие тайны Апокалипсиса. Мистификации.

скачать выступление в формате mp3 (25мб)

Осипов-Скурлягин Андрей Александрович 

Стенограмма

выступления № 2

«Великие Тайны Апокалипсиса. Мистификации».

1.  В этом выступлении, я хочу  дать Вам самые общие представление о священной книге Откровения. Кратко расскажу  о современном научном отношении к пророчествам. Расскажу о том, что принято считать великими тайнами Откровения. И в заключении приведу традиционные толкования этих тайн,  покажу недостатки этих толкований, которые признает и православная церковь, в лице ее наиболее просвещенных деятелей.  

2.  В сложные исторические периоды, когда различные бедствия и напасти Рис1Рис2делают нашу жизнь трудной,  книга Откровения с особой силой привлекает к себе внимание людей. Именно в эти периоды  происходят  всплески толкований этой пророческой книги. Времена наших  реформ  не являются исключением из этого правила.

Между тем метафоричность этой книги делает ее весьма трудной для толкования, а потому,  велик  риск ухода за границы  «истины».   Существует огромное число публикаций, посвященных Апокалипсису. К сожалению, многие из них либо архаичны, либо  являются откровенным вздором.

4.     Ранее христианство было открыто для  мистики.  Зрелая  церковь напротив, стала относиться к мистике  осторожно, ибо мистика часто вела к ереси.  В католической церкви до недавнего времени чтение книг Священного писания  мирянами  считалось  преступлением «дабы через плохое понимание они не впали в ересь». Один из  кардиналов  писал: «Дозволить народу читать Библию, значит давать святыню псам».   Иудеи, так же наложили запрет на чтение Библии. Разрешалось изучать лишь Талмуд, как пособие по толкованию священных текстов. В православии тоже были  запреты на чтения Священных текстов, без отеческого надзора отцов церкви.

 

Ипполит Римский

Ипполит Римский

 

Рис.6. Ириней Лионский

Ириней Лионский

5.  Классики толкования Апокалипсиса это:

  • святой Ириней Лионский;
  • святой Ипполит Римский;
  • святой Ефрем Сирин;
  • святой Иоанн Златоуст;
  • святой Андрей Кесарийский;
  • святой Иоанн Кронштадтский и многие другие.

Ефрем Сирин

Ефрем Сирин

Андрей Кесарийский

Андрей Кесарийский

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст

6. На их взгляды и будем опираться,

когда начнем  рассматривать

классику толкований.

7.  А сейчас давайте вдумаемся  что такое пророчество. С древности считалось, что особое состояние человека — религиозный транс – позволял ему проникнуть в небесные тайны и познать то,  что своим собственными силами он  не смог бы открыть. Реальность существования такого состояния была проверена  многими  мистиками  Запада и Востока.  Важно, то, что  исследования психологов подтверждают это. Известно, что наше   рациональное сознание   лишь один  из многих  типов  познания мира. Иные, интуитивные  формы познания  – прозрения -

Иоанн Кронштадский

Иоанн Кронштадский

     абсолютно непохожи на него. В нашей повседневной жизни интуитивные прозрения  крайне непродолжительны. У одаренных людей, которых в древности называли пророками, они растягиваются надолго, и в случае успеха становятся постоянным состоянием сознания. Подготовка  к такому  восприятию реальности — главная цель всех пророческих школ, не зависимо от того, на каком географическом, историческом и культурном фоне  эта  традиция существует. Известно  много приемов, которые позволяют добиться этой цели.  Все они, так или иначе,  могут быть названы  медитацией. Основная цель  этих приемов — нейтрализовать мысли и активизировать интуицию.  Чтобы нейтрализовать мысли надо сосредоточить  ум  на каком-то  монотонном процессе — собственном дыхании, биении сердца, словах непрерывной молитвы. Причем без малейшего участия мысли. Православие  называется это  «трезвлением». Когда рассудок умолкает, интуиция делает человека удивительно восприимчивым. Прямое восприятие реальности, без органов чувств, лежит за пределами нашего обывательского понимания, поэтому анализ и описание пророческих видений — очень трудная задача. Если  пророки хотят передать людям свое  прозрение, они часто не могут подобрать нужных слов.

8. Как установила физика ХХ  века,  суть бытия, при глубоком анализе, оказывается  парадоксальной,  абсурдной и неизъяснимой. Например, физики могут воспринимать четырехмерный  мир ( пространство – время) лишь при помощи языка абстрактной математики, но не языка слов. Наш обыденный язык  трехмерного мира, не может правильно   отобразить  четырехмерный мир. А пророки, в состоянии глубокой медитации, могут покинуть трехмерный мир повседневности  и обратиться к совершенно иной реальности. По словам   мистиков  «Восприятие более высоких измерений  становится возможным только потому, что различные центры и уровни сознания объединяются в единое целое. Этим и объясняется невозможность описать некоторые ощущения, возникающие при медитации, на плоскости трехмерного сознания и внутри  логического мышления, которое накладывает еще большие ограничения на процесс мышления». Когда пророки пытаются выразить эти переживания в словах, перед ними встают те же проблемы, что и у физиков, которые  хотят  истолковать континуум  (пространство-время). Известно  несколько способов  преодоления  этих трудностей. Один из способов это  миф. Он предполагает метафоры, символы, поэтические образы, загадки, сравнения и аллегории. Это дает  богатые возможности толкования.  Логика и здравый смысл обывателя  не накладывают больших  ограничений  на язык мифа, который вовсе не обязательно  воспринимать буквально. Поэтому язык мифа лучше подходит для описания мистического пророчества, чем наш повседневный язык.   Мистики говорят, что «миф являет собой максимальное приближение к абсолютной истине, которую нельзя выразить словами». Поэтому толкование   пророческих видений, изложенных как миф,  со временем, превратилось в отдельное искусство, чем то, похожее, например, на искусство популярного изложение некоторых аспектов квантовой физики.

9.Библейское пророческое служение очень древнее.  Именами пророков наполнен весь Ветхий завет.Первым  пророком Нового Завета стал Иоанн Креститель. У   Иисуса Христа много пророческих черт. Однако личность Христа проявляет себя во всех отношениях шире пророков. Он открывает содержание «знамений времен» и возвещает их конец . Он — Мессия, Спаситель, ниспосланный на Землю Богом. Следовательно, его послания и  его личность уже другого более высокого  порядка.

10.Пророчества Иоанна Богослова, не касаются   земной жизни Иисуса. Они направлены к его Второму пришествию, когда он будет вершить над миром Страшный суд Божий. Откровение является непревзойденным образцом в жанре библейского пророчества.  Оно помещается после Евангелий, Деяний и Посланий апостолов, то есть оно в буквальном смысле венчает Новый Завет,

а вместе с ним и всю Библию.

Святой Дионисий Александрийский.

Святой Дионисий Александрийский.

11. Святой  Дионисий  Александрийский говорит:  «Таинственность сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не всё в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судьей истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание».

Блаженный иероним.

Блаженный Иероним

12.Создатель канонического латинского текста Библии,  блаженный Иероним говорит: «В ней столько же тайн, сколько слов. Но что я говорю? Всякая похвала сей книге будет ниже ее достоинства».

13.«За богослужением Апокалипсис не читается потому, что с древности чтение Священного Писания за богослужением всегда сопровождалось пояснением его, а Апокалипсис для толкования весьма труден»

Император Домициан

Император Домициан

Храм Иоанна Богослова на острове Патмос

Храм Иоанна Богослова на острове Патмос

14.Предание относит время написания Апокалипсиса к концу I века от Рождества Христова. Местом написания книги принято считать остров Патмос в Эгейском море — место ссылки апостола Иоанна. Сюда «за свидетельство о Божественном Слове» после страшных пыток его изгоняет римский император Флавий Домициан. Здесь Иоанн и получает Божественное Откровение.

15.Важная  особенность   Откровения,  это то, что некоторые  события, несмотря на то, что они отстоят, друг от друга во времени на столетия и даже тысячелетия, объединяются в одном видении.  Церковь полагает, что в идеальном мире у престола Всевышнего поток времени останавливается и «одновременно раскрывается настоящее, прошедшее и будущее». То есть в Откровении присутствует  вневременность, ибо, как считает церковь, святой Иоанн «созерцал судьбы человечества не с земной, а с небесной перспективы, куда его возвел Дух Божий». Таких примеров  в тексте более чем достаточно.

16.По поводу этих слов можно дать  некоторые научные  комментарии.  Квантовая теория смотрит  на мир не как на некий набор  физических объектов, а как на сложную сеть взаимоотношений различных частей единого целого. Два  понятия — пространство и время — всегда казались ученым совершенно самостоятельными, однако релятивистская физика объединила их. По мнению известного физика: «Истинно революционное содержание теории Эйнштейна в том, что… она отрицает объективный характер  системы координат (пространство-время). Теория относительности утверждает, что эти координаты — лишь элементы языка, которым пользуется наблюдатель, описывая окружающий мир». Медитация также открывает путь в многомерное пространство,  при этом исчезает привычное ощущение  времени. Вместо линейной последовательности отдельных событий, реальность кажется  бесконечным динамическим настоящим.  Мистики  по этому поводу говорят что «В  духовном мире не существует деления времени на прошлое, настоящее и будущее:  всё сливаются в одно единственное мгновение живого бытия… Этот момент озарения содержит в себе прошлое и будущее, но не стоит на месте со всем своим содержимым, а находится в непрестанном движении». Практически невозможно рассказать об ощущении бесконечности  настоящего, поскольку слова типа «безвременный», «настоящее», «прошлое», «мгновение» и т. д. относятся к довольно условным представлениям о времени. Один из великих деятелей религии говорит:  «Время, пространство и причинность похожи на стекло, сквозь которое мы смотрим на Абсолют… В самом же Абсолюте нет ни времени, ни пространства, ни причинности».

17.Говоря  в целом о книге Откровения  нужно дать небольшой комментарий к термину «антихрист». Термин «антихрист»  встречается в Новом Завете. Но этого слова в самом тексте Откровения нет, этот термин является плодом толкований. Иоанн Богослов использовал другую терминологию: «зверь, выходящий из моря».

18.Лучший исследователь предания об антихристе немецкий  историк религии Вильгельм Буссе писал, что миф об антихристе развивался в церкви  независимо от Священного Писания, на основе какой-то эзотерической традиции, не закрепленной ни в одном из дошедших до нас памятников.

И.С.Глазунов. Христос и антихрист.

И.С.Глазунов. Христос и антихрист.

19.Удивительно! Ведь важность  личности антихриста слишком велика, чтобы ею можно было случайно  пренебречь, в книге, специально посвященной описанию последних времен. Как пишет один из  русских  исследователей  книги Откровения:  «Антихрист не может быть, там не упомянут. Однако нигде в своем Откровении апостол Иоанн не использует этот термины, и похожие термины  апостола Павла. Ни «человек греха», ни «сын погибели», ни «беззаконник» среди действующих лиц не появляются. Где же в Откровении антихрист? Анализ известных толкований  Откровения, показывает  отсутствие в православном богословии канонического ответа на данный вопрос».

20.Сам термин «антихрист» появился в I веке. Известно, что он присутствует в Новом Завете, но не в Откровении. Кроме этого, он встречался у святого Иринея Лионского. И затем у святого Ипполита Римского в «Сказании о Христе и антихристе», которое было написано во II веке. Последним  автором древней церкви, который писал об антихристе, является Иоанн Дамаскин живший в VII веке.Затем следует перерыв в христианском учении о конце света  в 1000 лет. Он   завершается тем, что  лютеране в XVI веке объявляют  папу Римского Александра VI (Борджиа) антихристом. В XVII веке возрождение  термина «антихрист» происходит уже  в России: Московский патриарх Никон писал, что царь Алексей Михайлович, притеснив православную церковь, совершал дело антихриста. Московский проповедник, старовер Григорий Талицкий  обличал царя Петра I как антихриста, называл Москву «вавилонской блудницей», а ее жителей слугами антихриста.

21.Вышеприведенные толкования, здраво говоря, сочетают несовместимые вещи. В своей совокупности они создают впечатление, что сюжетная линия зверей Апокалипсиса лишена не только всякой здравой логики, понятной человеку, но и божественной гармонии, что прямо противоречит учению христианской церкви. Единственным связующим звеном между ними является очень расплывчатое понятие «антихрист» — это и человек и целые империи, как грядущие, так и исторические (Вавилон, Римская империя, Византия и пр.).

22.По этой причине традиционное толкование сюжетной линии зверей во взаимосвязи с антихристом можно с полным основанием назвать тысячелетней мистификацией, то есть введением верующих в заблуждение (выдавая несуществующие факты за действительные). Причем это не моя личная точка зрения, а по сути  сумма взглядов на этот вопрос наиболее просвещенных деятелей богословия.

23.Теперь несколько слов об символике.  Как и полагается пророку,Иоанн широко пользуется иносказаниями, аллегориями и символами, которые дают ему возможность повествовать, как полагает церковь, «о сути мировых событий на высоком уровне обобщения…». Так, глаза символизируют вuдение, много глаз — совершенное вuдение; рог — символ власти, могущества; длинная одежда означает священство; венец — царственное достоинство; белизна — чистоту и непорочность.

24.Числа тоже символичны. Некоторые богословы толкуют их следующим образом: три — символизирует Троицу; четыре —  символ мира и мирового порядка; семь связано с совершенством, оно означает символ высокой святости, законченность и гармонию, это число часто появляется в пророчествах; двенадцать — тоже число совершенное; 1/3 обозначает  некую малую незначительную  часть целого; о числе 666 будет особо сказано ниже.

25.Сделав краткий обзор  символики и известных оценок книги Откровения остановимся теперь более подробно на великих тайнах Апокалипсиса, которые связаны с сюжетной линией Зверей Апокалипсиса, и без которых нельзя по настоящему понять 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 главы этой Священной книги.

Итак «Великие тайны Апокалипсиса»

26. Их семь.  Фантазия, с которой библейский пророк  описывает  силы зла, изумляет, а образ зверя, выходящего из моря, просто потрясает воображение даже через две тысячи лет. Итак первая тайна.

« И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах было десять диадим, а на головах его имена богохульные.

Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва [Откр. 13:1—2]

И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела» [Откр. 13:3].

27.Если первого зверя Иоанн так и называет «зверь» (повторю, что это толкователи называют его «антихрист»), то второго зверя он сам зовет  лжепророком. Итак вторая тайна.

«И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон» [Откр. 13:11]

И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклонявшихся его изображению…» [Откр. 19:20]

28.Третья тайна. Говоря об образе зверя, Иоанн пишет:

«И чудесами, которые дано было ему  творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив [Откр. 13:14]

И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» [Откр. 13:15].

29.Четвертая тайна. Приведем цитату о числе зверя:

Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» [Откр. 13:18].

 Это место Священного Писания уникально в своем роде! «Оно  единственное место в Писании, где  не только позволяется, но читатели даже приглашаются  сосчитать, то есть растолковать своим умом, число   зверя».

30.Пятая тайна. Образ порока  в виде блудницы:

«и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами [Откр. 17:3].

       И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее [Откр. 17:4];

       …и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» [Откр. 17:5].

31.Шестая тайна. Продолжая рассказ о звере, святой Иоанн говорит загадочно:

«И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов [Откр. 17:7].

       Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

       Здесь ум, имеющий мудрость» [Откр. 17:8—9].

32.  И последняя седьмая тайна:

«И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» [Откр. 17:11].

33.Чтобы лучше понять эти цитаты, необходимо прочитать 13—19-ю главы  книги Откровения целиком.

34.За тысячи лет изучения этой темы  было выдвинуто невероятное количество различного рода соперничающих версий. Однако «С ними происходит нечто подобное тому, когда скульптор собирает руки, ноги, голову и другие элементы для своей скульптуры из различных моделей; каждая часть превосходно вылеплена, но не относится к одному и тому же телу, и потому они не могут быть согласованы между собой, в результате получится скорее чудовище, чем человек».

35.Тщетные попытки толкований этих тайн приводятся – в стенограмме к данному выступлению. Поэтому в устном выступлении я не буду на них задерживаться.

36.Итак, подведем итог традиционных толкований  Великих тайн сюжетной линии зверей Апокалипсиса, сведя их в единую таблицу. Таблица представлена в стенограмме к выступлению

37.Приведем также таблицу 1.2, в которой помещены 13—17-я главы канонического текста Откровения, смысловая системная интерпретация которых с применением традиционных толкований великих тайн  невозможна. Таблица представлена в стенограмме к выступлению

38.Хотя во многих случаях консерватизм мышления играет и позитивную роль, его избыток,  непременно ведет к стагнации. Очевидно, для разрешения великих тайн Апокалипсиса требуется принципиально иной подход. Хочется думать, что методы естествознания, в частности теории хаоса, открывают здесь новые возможности.

39.Заключая выступление, отмечу, что аналогичная таблица, но уже со смысловой системной интерпретацией (составленная при помощи современных методов естествознания)  дана в конце 2-й главы нашей монографии, где и будет приведена совершенно иная трактовка аллегорических персонажей этой вечной книги.

40.Благодарю за внимание. До следующей встречи.

 Приложение к стенограмме доклада.

 1.    « И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя…» [Откр. 13:1]

 Большинство святых отцов под «зверем из моря» понимают антихриста. По всей видимости, под словом «антихрист» подразумевается некая историческая личность. «Море символизирует неверующую людскую массу, вечно волнующуюся и обуреваемую страстями» что, по-видимому, совершенно верно.  Епископ Александр более широко толкует понятие «зверь», полагая, что это  вся богоборческая империя Антихриста.  Внешний вид дракона и зверя, полностью совпадают. Это видимо говорит и об их содержательном единстве: ловкости, жестокости и нравственном безобразии. Головы и рога зверя символизируют богоборческие государства, а также их правителей. Сообщение о смертельном ранении одной из голов зверя и об ее исцелении церковь считает загадочным, полагая, что  сами события прольют свет на значение этих слов.

 2.    «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон» [Откр. 13:11]

         Описывая второго «зверя, вышедшего из земли», Апостол Иоанн сам именует его лжепророком. «Земля здесь символизирует полное отсутствие духовности в учении ложного пророка: все оно пропитано материализмом и угождением грехолюбивой плоти. Лжепророк обольщает людей ложными чудесами и заставляет их поклоняться первому зверю. «Он имел два рога подобные агнчим, и говорил, как дракон»[Откр. 13:11]  , — т.е. он выглядел кротким и миролюбивым, но речи его были исполнены лести и лжи».Из этого Епископ Александр делает обобщающий вывод: зверь из моря — символ светской богоборческой власти, а зверь из земли — совокупность лжеучителей и всякой извращенной церковной власти. Приводится весьма интересный пример: «русские вольнодумцы и народники подготовили почву для революции; современные лжеучители совращают нестойких христиан в различные секты и культы. Все они являются лжепророками, содействующими успеху богоборческих сил. Апокалипсис ярко обнаруживает взаимную поддержку между драконом-дьяволом и обоими зверями. Здесь у каждого из них свои корыстные расчеты: дьявол жаждет поклонения себе, Антихрист добивается власти, а лжепророк ищет своей материальной выгоды. Церковь, призывая людей к вере в Бога и к укреплению добродетелей, служит им помехой, и они совместно воюют против нее».

 3.    «И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив [Откр. 13:14].

И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» [Откр. 13:15].

              «Трудно понять значение слов о лжепророке: «И дано было ему вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя говорил и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя »(От. 13:15). В качестве догадок, объясняющих эту аллегорию, Церковь выдвигает, например, историю императора Домициана, который требовал, чтобы все жители Римской империи кланялись его изображению. Домициан был первым императором, требовавшим еще при жизни,  божеского почитания и того, чтобы его величали «наш господь и бог». Иногда за статуями императора скрывались жрецы, которые оттуда вещали от его имени. Христиан, не кланяющихся изображению Домициана,  казнили. Епископ Александр выдвигает более технократическую догадку: «Может быть в пророчестве Апокалипсиса речь идет о каком-нибудь аппарате вроде телевизора, который будет передавать образ Антихриста и одновременно следить, как люди реагируют на него». Для меня является удивительным то, что, неоднократно отмечая метафоричность  и образность языка Откровения, Церковь иногда пытается буквально объяснять некоторые видения. А вот с тем утверждением Церкви, что в наше время кинофильмы,  телевизор и другие СМИ широко используются для насаждения антихристианских идей, для приучения людей к жестокости и пошлости, можно  согласится. «Во всяком случае, ежедневное, неразборчивое смотрение телевизора убивает в человеке доброе и святое. Не есть ли телевизор предтеча говорящего образа зверя?».

4.    «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» [Откр. 13:18]

 «Значение этого числа до сих пор остается загадкой. Очевидно, что оно поддастся расшифровке, когда сами обстоятельства будут способствовать этому … когда время придет, те, кому следует, расшифруют его». Далее епископ Александр приводит несколько известных гипотез толкования этого числа. В богословской среде число 666 толкуется как уменьшение числа 777, которое символизирует троекратное совершенство и полноту. Такое толкование подразумевает, что антихрист, стремящийся во всем показать свое превосходство над Христом, на деле оказывается далеким от совершенства. «В древности исчисление имени основывалось на том, что буквы алфавитов имели цифровое значение. Например, в церковно-славянском «А» равнялось 1, «Б» = 2 и т.д. Подобное цифровое значение букв существовало в греческом, латинском, еврейском и др. языках. Каждое имя можно было арифметически подсчитать путем сложения цифрового значения букв. Например, имя Иисус, написанное по-гречески, равняется 888 (возможно, обозначающее высшее совершенство). Есть огромное количество собственных имен, которые суммой своих букв, переведенных в цифры, дают 666 (например, имя Нерон Кесарь, написанное буквами еврейского алфавита). В таком случае, если бы собственное имя антихриста было известно, то подсчитать его числовое значение не требовало бы особой мудрости (может быть, здесь надо искать решение загадки в принципиально иной плоскости, но не ясно, в каком направлении). Зверь Апокалипсиса — это и антихрист, и его государство. По воле Божьей личное имя антихриста до времени скрыто от праздного любопытства».

Последний абзац является наглядным примером того, как терминологическая неточность начинает сама генерировать дальнейшие ошибки. Епископ Александр пишет: «…если бы имя собственное антихриста было известно…». Однако, как уже отмечалось выше, термин «антихрист» отсутствует в Откровении. Иоанн пишет о «выходящем из моря звере». А что это за «зверь», нам в 13-й главе еще доподлинно не известно. Поэтому говорить об имени собственном неизвестно кого или чего некорректно.

Отец Олег отмечает, что это место Священного Писания уникально в своем роде! «Оно есть одно единственное место в Божественном Писании, где и когда не только позволяется, но читатели даже приглашаются сосчитать, то есть растолковать своим умом, число имени антихриста зверя». Это приглашение, по его мнению, помогает ответить на два важных вопроса: Почему святые отцы не дали, да и не могли дать точное разъяснение этого места? Почему нам, живущим в начале XXI века, это доступно и возможно, да к тому же важно и нужно?

Отвечая на первый вопрос, отец Олег пишет буквально следующее:«Да, святые отцы церкви, послушные Богу, мудро поступили, уклонившись от ясного ответа на вопрос о числе зверя. Они это сделали из повиновения Богу и Его промыслу о спасении людей. А промысел этот касается и пророческих мест Священного Писания, допуская открываться нужному месту в нужное и угодное Богу время. Господь Бог не допускал или не давал святым отцам точного понимания этих стихов в Апокалипсисе. Почему Бог не давал? Если такой дерзкий вопрос уместен, то ответим, что не пришло время, и было не полезно преждевременно это знать! Отсюда понятна серия безуспешных попыток в течение двух тысяч лет у не святых, хотя, возможно, и очень умных людей». По поводу второго вопроса он пишет: «Ибо пришло время, когда Бог благословляет заняться тем, кто имеет ум, расчетом числа имени антихриста зверя». Далее: «Умный человек сможет рассчитать это число, если мудрый человек даст ему исходные данные для расчета…». «Сосчитать — означает определить по известному из Откровения числу: 666, его буквенное значение и тем определить имя зверя». Апостол Иоанн и полслова не написал в Откровении ни о каком «буквенном значении»! «Почему же великий Иоанн Богослов именует это число человеческим? А что, другие числа, употребляемые людьми, не человеческие? А может, они сатанинские или бесовские? Нет — все числа человеческие, в том числе и 666! Вот почему негоже этому числу давать значение сатанинского, когда слово Божие и любимый ученик Христов называет его человеческим! Почему же еще это число именуется человеческим? Да потому что: оно не божественного происхождения, но составлено человеком; оно выглядит человеческим и имеет значение, понятное для человека; оно поддается расчету и пониманию человеком».

 5.    « и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами [Откр. 17:3].

       И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее [Откр. 17:4];

         и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» [Откр. 17:5]

Вавилон изображается блудницей, сидящей на звере. Наименование Вавилон ассоциирует с халдейским Вавилоном, времен пленения иудеев — ветхозаветным центром богоборческой, языческой власти. «Описывая роскошь «блудницы», апостол Иоанн имел в виду богатый Рим. Но многие черты апокалиптического Вавилона не применимы к Древнему Риму и, очевидно, относятся к столице антихриста». Церковь считает, что «равным образом загадочно и объяснение ангела в конце 17-й главы о «тайне Вавилона». Вероятно, эти детали будут поняты в будущем, когда придет время… символика 17-й главы получит новое объяснение во времена антихриста». Епископ Александр по этому поводу приводит только догадки-гипотезы, основанные на истории Рима, слабость которых он сам осознает.

6.    «И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов [Откр. 17:8—9].

         Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость» [Откр. 17:8]

Епископ Александр, не давая по этому поводу никаких толкований, пишет, что эта символика получит объяснения лишь во времена антихриста.

 7.    «И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» [Откр. 17:11]

 Епископ Александр пишет, что это: «Домициан, или оживший Нерон в народном представлении». И вновь подтверждает, что эта символика получит объяснения лишь во времена антихриста.

 Сводная таблица традиционных толкований великих тайн сюжетной линии Зверей Апокалипсиса

п/п Наименование великой тайны Смысл традиционного толкования
1  Зверь, выходящий из моря   Антихрист — человек или империя
2 Зверь, выходящий из земли  Совокупность лжеучителей и лжеучений
3  Образ зверя Император Нерон, Домициан (гонители христиан), современные СМИ, и, в частности, телевидение
4  Число зверя 666   Кодированное имя антихриста
5  Жена, сидящаяна звере багряном Халдейский Вавилон, Древний Рим, Византия, США
6  Зверь, котороготы видел, был, и нет его Толкования отсутствуют, или это иносказательно упоминаетсяумерший Нерон
7   Восьмой,и из числа семи,и пойдет в погибель   По слухам, распространяемым во время написания Откровения, (иносказательно) «оживший» Нерон, то есть антихрист

Таблица 1.2

  Главы канонического текста Апокалипсиса, смысловая системная интерпретация которых невозможна на основе традиционных толкований великих тайн

Канонический текст

 

Смысловая интерпретация на основе традиционного толкования

 

Глава 13

 

 

Глава 13

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.

Системная смысловая интерпретация невозможна

Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть

Системная смысловая интерпретация невозможна

И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,

Системная смысловая интерпретация невозможна

и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? 

Системная смысловая интерпретация невозможна

И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

Системная смысловая интерпретация невозможна

И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.

Системная смысловая интерпретация невозможна

И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.

Системная смысловая интерпретация невозможна

И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

Системная смысловая интерпретация невозможна

Кто имеет ухо, да слышит.

Кто имеет ухо, да слышит

10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.

Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых

11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.

Системная смысловая интерпретация невозможна

12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела

Системная смысловая интерпретация невозможна

13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми

Системная смысловая интерпретация невозможна

14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.

Системная смысловая интерпретация невозможна

15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

Системная смысловая интерпретация невозможна

16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,

И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их

17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его

Системная смысловая интерпретация невозможна

18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

 

Системная смысловая интерпретация невозможна

 

Глава 14

 

Глава 14

И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы.

Системная смысловая интерпретация невозможна

И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою,

Системная смысловая интерпретация невозможна

10 тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;

тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем


11 и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. 

Системная смысловая интерпретация невозможна

 

Глава 15

 

 

Глава 15

 

И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии,

Системная смысловая интерпретация невозможна

 

Глава 17

 

 

Глава 17

 

И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих;

Системная смысловая интерпретация невозможна

с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.

 

Системная смысловая интерпретация невозможна

И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

Системная смысловая интерпретация невозможна

И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;

Системная смысловая интерпретация невозможна

и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.

Системная смысловая интерпретация невозможна

Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим.

Системная смысловая интерпретация невозможна


И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов.

 

И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

Системная смысловая интерпретация невозможна

Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена,

Системная смысловая интерпретация невозможна

10 и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.

Системная смысловая интерпретация невозможна

11 И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.

Системная смысловая интерпретация невозможна

12 И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.

Системная смысловая интерпретация невозможна

13 Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю.

Системная смысловая интерпретация невозможна

14 Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.

Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные

15 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.

Системная смысловая интерпретация невозможна

16 И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне;

Системная смысловая интерпретация невозможна

17 потому что Бог положил им на сердце — исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.

Системная смысловая интерпретация невозможна

18 Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.

 

Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями

Печать E-mail

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить