Специальный проект клуба «Pro & contra»

Христианское искусство

Христианское религиозное изобразительное искусство на художественных открытках и бумажных иконах.

        По всему миру издается несчетное число книг и альбомов, репродукций, открыток и небольших, так называемых, «бумажных икон», посвященных христианской религиозной тематике. И наряду с лучшими в художественном отношении произведениями, а также образами, признанными Церковью чудотворными, публикуются и посредственные и даже весьма курьезные. Нередко все эти издания сопровождаются текстом из соответствующих евангелий, духовных сочинений и молитв.

       Согласно учению Церкви человек был создан Богом по своему подобию прекрасным во всех отношениях. Но вследствие грехопадения Адама и Евы человек утратил Богоподобие и был обречен на вечные муки. Для спасения человечества Бог послал на  землю своего Сына Иисуса Христа и избрал для его рождения пресвятую Деву Марию, отметив ее печатью Богоподобия. Их духовная и физическая красота стала источником вдохновения для святых отцов, писателей и художников и предметом поклонения во всем христианском мире. 

       Святой  в христианстве (за исключением некоторых протестантских конфессий) -  канонизированный церковью после кончины человек, заслуживший своей подвижнической жизнью, чудотворением  или мученической смертью за верность вере пребывания на небесах и возможностью обращаться к  Богу от имени членов церкви, ещё живущих на земле.  За два тысячелетия христианства провозглашено, по различным оценкам, от 10  до 150 тысяч святых.  Даже приблизительно не известно число мучеников и святых первых веков христианства, а также местных святых, почитаемых в пределах целой епархии или только в одном монастыре или приходе, особенно канонизированных на периферии христианского мира. До 1917 года Русской православной церковью официально канонизировано только для общероссийского почитания более 500 святых, а к настоящему времени  еще около 1200.     Христианские святые, канонизированные до разделения церквей в 1054 году на православную и католическую, официально почитаются как православием, так и католичеством.

      В зависимости от подвига во имя веры и социального положения святого ему присваивается дополнительное определение (лик святости): праотец, пророк, апостол, равноапостольный, великомученик, мученик, священномученик, преподобномученик, страстотерпец, святитель, бессребреник, благоверный, блаженный, исповедник, праведный, преподобный, столпник, чудотворец, юродивый и другие. 

       Жития русских православных святых (Четьи-Минеи) легли в основу многих изображений святых. Аналогичные литературные произведения использовались и западными художниками.

       Изображения Богородицы - Матери-заступницы перед грозным Богом -  являются самыми почитаемыми и любимыми во всем христианском мире. 

       От раннего средневекового религиозного искусства осталось очень мало, может быть только фрески 245 г. синагоги в Дура Еуропос (Сирия) с сюжетами из Ветхого Завета. 

        Средневековое религиозное искусство западной и восточной Европы, а также Закавказья и Малой Азии имело своим истоком византийское искусство, блестящее развитие которого было прервано на трагическом рубеже 1453 года – завоевании Константинополя турками-османами.

        Изобразительное искусство в Византии находилось под строгим церковно-государственным контролем, причем иконографический канон формировался на протяжении веков. К VI-VII векам сложилась большая часть известных композиций (иконографий), на основе которых и формировался круг канонических сюжетов и образов. Художник должен был ориентироваться на образцы и следовать строгим правилам создания композиции, фигур, ликов, поз и жестов. Согласно канону тела изображались бесплотными, в уплощенном пространстве, среди условных архитектурных форм и условного пейзажа; колорит строился на символике цвета. Канон требовал избегать всякого натурализма, чтобы зритель четко разделял и не смешивал образ и Первообраз. Стремясь к особой духовной выразительности, византийский художник шел на сознательные нарушения пропорциональности: лоб у святых подчеркнуто высок, глаза огромны, тогда как нос едва обозначен, губы тонкие, принципиально нечувственные и т.д. Избегание телесности привело к тому, что в  византийском искусстве стали преобладать плоскостные иконописные изображения, и исключительно редко встречается круглая скульптура, при этом довольно широкое распространение получил рельеф (особенно в мелкой пластике).

         Первый расцвет византийского изобразительного искусства приходится на VI-VII века. Важным культурным центром в это время, наряду с Константинополем и Римом, стала Равенна, сохранившая по сей день более десятка храмов и баптистериев с прекрасными мозаиками. Однако осталось очень мало памятников, созданных до XI века, в основном это мозаики Италии (Венеция, Сицилия) и Греции, тогдашней периферии Византийской империи. Многое было утрачено вследствие естественных причин и войн, особенно в период иконоборчества, перешедшего в открытое наступление в 726 году. Почитание икон было возобновлено на VII Вселенском Соборе в 787 году, но полностью восстановлено лишь в 842 году, на Константинопольском Поместном Соборе.  С этого времени начинается второй расцвет византийского искусства, длившийся вплоть до ХV века, причем при более жестком понимании канона, чем прежде. Относительно много памятников этого времени сохранилось  на Балканах (Сербия, Болгария, Греция), в Турции (Стамбул, Каппадокия), на Ближнем Востоке. 

        Канон, хотя и был строгой регламентирующей системой, он не был препятствием для развития искусства. Следуя канону, художники достигали огромной выразительности композиции, линии, силуэта, красочного пятна. Пользуясь простыми средствами, они создавали образы глубокого внутреннего содержания, необычайной эмоциональности, силы и красоты.

         Но, начиная с XI-XII веков, в западноевропейской живописи стали появляться элементы объемности в изображении человеческого тела, реалистическая трактовка некоторых деталей композиций. Уже у предшественников Джотто одежды не спадают свободными складками, а облегают тело, появляются элементы светотеневой моделировки. Художники стали вводить реалистические детали в еще условную архитектуру. Большую роль стала играть круглая скульптура. Центральной фигурой в западноевропейском храме становится скульптурное распятие, зачастую трактованное натуралистически, что вызывало неодобрение византийцев. В отличие от византийских умиротворенных образов уже романская скульптура X-XII вв. характеризуется повышенной экспрессивностью, а в готических образах XIII-XV вв. совершенно побеждает телесность и натурализм 

   На Руси, которая восприняла изобразительную традицию и иконописный канон из Византии, уже в XI-XII веках появляются композиции и образы, не присутствовавшие в византийском искусстве, например, «Покров Богоматери», и новшества, которые показались бы еретическими в Константинополе ( например, нельзя писать образ Бога-Отца). 

         В XIII и XIV веках искусство в Западной Европе переживает подъем. Это – время расцвета интернациональной готики и предвозрождения. Характерно, что в этот период изобразительное искусство Западной Европы стремится к универсальности и зачастую трудно отличить работы, выполненные в северной и южной, в западной и центральной ее частях. Различия вызваны по большей части степенью таланта художника и влиянием местной художественной традиции (например, сиенской, венецианской или тосканской в Италии). 

        В православном искусстве (на Балканах, в Древней Руси) в это время также происходят существенные изменения. Византийский канон подвергается влиянию западного искусства, и это приводит к переосмыслению собственных основ. Конец XIV и XV век – это время окончательного формирования и начало расцвета самостоятельных иконописных школ в Древней Руси. Наряду с русской начинают формироваться также украинская и белорусская школы, которые также исходят из канонической византийской живописи, но находятся в более тесном диалоге с западной культурой. Огромное влияние на художественные процессы имело падение Константинополя. Дело в том, что после распада Византийской империи в славянские страны хлынул поток византийских эмигрантов, среди них было немало первоклассных художников. Они поддерживали тесные связи с монастырями Афона, Синая, Крита, Мистры, где складываются оригинальные иконописные школы.

        XV - I пол. XVI века – это время преодоления Западом средневекового мировоззрения и канонов изображений, выработанных в Византии. Эпоха Высокого Возрождения. Время торжества в изобразительном искусстве иллюзорного реализма. Начиная с этого времени канон византийской (а затем и русской) иконы стал восприниматься как рамки, сковывающие творческую свободу художника. Наблюдается отход от канонических схем и традиционных трактовок, и как следствие появляется огромное количество вариантов изображения одного и того же религиозного сюжета, ибо каждый художник стремился изображать его по-своему. 

         Искусство XV-XVI веков в Восточной Европе соответствует западноевропейскому предвозрождению, которое, по мнению специалистов (Д.С. Лихачев, Г.К. Вагнер), так и не сменилось Возрождением, а перешло в период стилизации, аналогичный западному маньеризму, что особенно наглядно демонстрирует утонченный декоративизм «строгановской школы».

          Искусство XVI века в Западной Европе – торжество маньеризма – подражания образцам Высокого Возрождения, переходящего в барокко с его повышенной экзальтацией и экспрессивностью.

Для древнерусской живописи конец XVI-XVII века — переломный период. Д.С. Лихачев характеризует его стиль как «декоративно-новеллистический» с элементами «наивного реализма». Руководство искусством сосредоточилось в Оружейной палате Московского Кремля. Здесь работали украинские, литовские, армянские и другие иностранные художники, многие из них получили образование в Западной Европе. Несмотря на запреты православной церковью любых изменений в иконописи и даже указ 1654 года, предписывающий уничтожение образов святых, не соответствующих канону, западные влияния широко проникали во все виды изобразительного искусства. Религиозное искусство становится менее аскетичным и более, а иногда и чрезмерно, декоративным. Источником новой иконографии служили западные полиграфические издания и привозимые с Запада гравюры, в частности, очень популярной становится отпечатанная в Голландии Библия Пискатора с гравированными иллюстрациями. Ведущий иконописец Оружейной палаты Симон Ушаков полагал, что условная форма русской иконописи не позволяет правдиво изобразить Бога и святых, поэтому следует отказаться от плоскостности изображения и писать «живоподобно», как западные художники. Он благосклонно относился к пришедшему с Запада стилю барокко, с его тягой к реализму и повышенной декоративностью. Тем не менее, параллельно с западными влияниями на Руси продолжалась и строгая византийская традиция, питаемая тесными связями с Афонскими и другими греческими монастырями.

          Все эти стилистические изменения в изображении религиозных сюжетов и образов можно хорошо проследить по репродукциям с открыток и «бумажных икон». 

         Конец XVI,  XVII век и позже для древнерусской живописи стал периодом расцвета наивно-реалистического направления с большой примесью декоративности. Искусство «барокко» очень скоро проникло в Россию через Украину и особенно Польшу.

        Этому способствовали несколько причин. В XVII веке по мере расширения православного мира, по-видимому, большая часть верующих не имела или потеряла способность к мистическому созерцанию, а духовная жизнь все больше сводилась к исполнению обрядов. Эта тенденция продолжилась и позже, и в дальнейшем привела к безверию значительной части населения. Соборные молитвы стали замещаться  частными молитвами людей,  не искушенных в богословии, с такими насущными просьбами, как о помощи в делах и семейных отношениях, о возвращении утраченного имущества или исцелении, о защите от пожаров и пр. Иконописная символика стала упрощаться, ориентируясь на частные человеческие нужды. Появились иконы  типа Путеводительницы  «Утоли мои печали», «Утешительница», «Целительница». «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость» и многие другие. Начали широко распространяться акафистные (гимнографические) иконы, такие как «Похвала Богоматери», «Неопалимая Купина». 

        Среди икон, имеющих западное происхождение, например «Прибавление ума» (изображение Лореттской статуи), «Трех Радостей» (копия картины «Madonna della sedia» Рафаэля), Ахтырская, Калужская, Сицилийская и Моденская (Косинская) иконы Богоматери

         С конца XVII века и православные храмы стали украшаться скульптурой, лепниной, богатой резьбой (жизнерадостное, узорчатое  «нарышкинское барокко»). Иконы стали помещать в роскошные резные, позолоченные иконостасы и рамы, украшать дорогими окладами, закрывающими все,  кроме ликов и кистей рук.  Но сами иконы приобретают ремесленно-прикладной характер. Главным становится сюжет. Царицу Небесную изображают с различными атрибутами: со скипетром и короной,  облаченной в царские одежды   и т.д. (особенно в период правления цариц). Появились изображения Богоматери с непокрытой головой (например, "Богоматерь Ахтырская" и некоторые другие). Именно в это время распространились иконы, включающие от четырех до нескольких десятков богородичных образов в одной иконе -  своего рода иконографические энциклопедии. Западный, «фряжский», стиль стал активно проникать в стенопись ярославских и других мастеров.

       Тем не менее, параллельно продолжалась и не очень строго соблюдаемая византийская традиция, питаемая тесными связями с Афонскими и другими греческими монастырями. Но каноническая иконопись на Руси сохраняется в основном на периферии православного мира, прежде всего, на севере, в центрах старообрядчества. При этом чаще всего  воспроизводятся в виде списков и копий хорошо известные и зарекомендовавшие себя чудотворением  старые иконы. 

        С учреждением  Императорской Академии Художеств в 1757 году  православное  изобразительное искусство все более сближалось с религиозным искусством Запада. Академическое религиозное искусство с начала XIX  уже практически неотличимо от такового в Италии, Франции  или Германии. В это время каноническая иконопись не пользовалась поддержкой власть имущих  и считалась чем-то устаревшим и неинтересным, простонародным. При этом один тот же художник в зависимости от пожелания заказчика мог написать икону и в «греческой» (византийской) манере, и  в «итальянской» (латинской, католической) манере. 

        Главным направлением всего европейского искусства XVII и XVIII веков  стало так называемое «барокко». Художники выбирают для динамичных композиций, насыщенных множеством деталей,  драматические сюжеты, связанные с жизнью и смертью,  изображают сильные эмоции: страсти, экстаз, страдания. Специальные трактаты раскрывали технические приемы, которыми следовало их изображать. Картины и скульптуры этого направления очень красивы, и символика их легко воспринимается. Они обычно помещены в интерьеры, украшенные затейливой лепниной, резьбой и позолотой.   

       В XVIII  и  XIX  веках в европейском религиозном искусстве появилось большое количество красивых до слащавости работ. Бунты художников-романтиков «назарейцев», очень популярных в России в начале XIX  века,  и  «прерафаэлитов» в середине XIX  века, стремившихся к возрождению наивной религиозности средневекового и раннеренессансного искусства в противовес  «холодному академизму», тем не менее,  мало, что изменили. Ибо салонно-академическое искусство отвечало запросам и вкусу  их современников.

        В России в конце XIX – начале ХХ века в связи с изменением отношения интеллигенции к религии, богоискательством, народническими настроениями  и влиянием русской религиозной  философии  религиозное искусство получило мощный импульс для развития в реалистическом направлении и  к  «ренессансу»  канонической  иконописи. Открытие ценности старых канонических икон произошло во  второй половине  ХIХ века, по-видимому, сперва  в России, а затем и в остальном христианском мире. Именно в это время стали считать, что канон и отсутствие прямой перспективы,  не слабость, а сила иконы. Иконы стали собирать частные лица и музеи.

        Однако в России к XX веку многие верующие были убеждены, что тот или иной иконописный образ подает совершенно определенную помощь. Иконописный промысел подчиняется законам рынка. Целые села специализировались на массовом ремесленном производстве «красивых» икон (Палех, Холуй, Мстера и др., только Мстера – порядка 1 миллиона в год), выпускались заводские иконописные изображения на фарфоре и пр. И, наконец, появились дешевые, отпечатанные в типографии или фотоспособом,  «бумажные иконы» и поздравительные открытки к религиозным праздникам.  

      Можно считать, что в конце ХХ века в России, после более чем 50-тилетнего перерыва, вновь возродилось и каноническое  иконописание.  Наряду с массовым промышленным производством небольших по размерам  «красивых» декоративных икон в богатых окладах или украшенных золотом, стразами, янтарем и прочими «драгоценностями», изготовление эксклюзивных высококачественных произведений выполняется небольшими мастерскими (например,  в Ярославле,  Астрахани, Пскове,  Шамордине, но и,  конечно,  в Москве).       

      Хорошие современные православные иконописцы  работают в Украине, Греции, Румынии, Франции  и США. 

      Отторжение верующими западного академического искусства в  ХХ веке  заставило Ватикан открыть в 1973 году экспозицию «современного религиозного искусства», в которой представлены работы от импрессионистов и экспрессионистов  до попарта, и объявить в начале XXI  века  о своих планах начать кампанию за возрождение религиозного искусства.  В настоящее время Ватикан, признавая высочайшие художественные качества религиозных произведений эпохи Высокого Возрождения и Барокко, считает, что с культовой точки зрения Мадонны Рафаэля или Мурильо не являются шедеврами, уступая в этом отношении средневековым работам, а также  работам  Джотто, фра Анжелико и другим. Некоторые новые мозаики Ватиканской школы подражают древним византийским мозаикам. Среди католиков высоко ценится  греческая и русская каноническая иконопись, а мастерские иконописи работают в Венеции, Кельне, Париже и других городах Западной Европы,  а также США, обслуживая не только православные приходы, но и культовые сооружения других конфессий. 

       При сравнении сюжетов православной и  западной религиозной живописи следует  принять во внимание некоторые различия в догматике и особенности в восприятии. Так для католицизма характерно  экзальтированное почитание Богородицы, почитание всевозможных  реликвий, культ мучеников, святых и блаженных, которых на порядок больше, чем в православии. Православная церковь отрицает исхождение Святого духа от Бога-Сына, телесное вознесение Богородицы на небо, символическое толкование Священного писания и др. Эти особенности католической догматики нашли отражение в западной живописи. 

       Следует добавить, что в религиозную  живопись ХХ столетия  стали проникать мотивы теософии, восточной религиозной философии и различных христианских сект, практически равно отвергаемые и православием и католицизмом. Примеры таких произведений, значительно растиражированные в открытках, прежде всего, работы Николая и Святослава Рерихов, также приведены в книге.     

       Образу святой Богородицы посвящены книги-альбомы: Богородица, Богоматерь, Мадонна, Пресвятая Дева на художественных открытках и бумажных  иконах. Книга 1. До  XVII века  / М.: Изд. «Северный паломник», 2012, 500 с.,  Книга 2. С XVII века до наших дней / М.: Изд. «Северный паломник», 2012, 500 с.  

        В указанных книгах помещено около 2500 изображений Богоматери на византийских и православных иконах и в отечественном западноевропейском изобразительном искусстве. Во вступительных разделах  кратко рассказано об иконе, каноне и языке живописного произведения, об изображении Богоматери и дана классификация Богородичных икон. Книги содержат Указатель имен художников, Указатель упоминаемых лиц и персонажей изображений, список православных икон, содержащий около 250 типов Богородничных икон. В книге 2 показаны также примеры светского отражения богородичных икон, картин и скульптур, а также краткое эссе о художественных открытках и бумажных иконах. 

        Намечен выпуск трех томов аналогичных книг о христианских святых: от ветхозаветных до новомучеников. Всего о примерно  700 персонажей, включая армянских и католических святых, не почитаемых Православной церковью. Рукопись первого тома практически готова, рукописи других близки к завершению. Имеется иллюстративный материал для 1-2 книг об иконографии Иисуса Христа.

        Обычно изображения святых включают их  символы или  атрибуты, позволяющие быстро опознать святого. Это могут быть: характерный внешний вид, одежда (в том числе,  ее материал, покрой и цвет)  и головные уборы (в частности,  короны, тиары и митры).  Атрибутами служат  и различные предметы, в том числе, книги, свитки, черепа, оружие, орудия труда,  орудия пыток или казни. Символами являются  животные; растения (пальмовые ветви, цветы, фрукты  и др.); природные или мистические явления.  К атрибутам можно отнести и надписи, которые присутствуют чаще всего на православных иконах.

      Нередко символы на православных и католических изображениях одного и того же святого различаются. В иконографии православных святых, как и у ангелов,   обязательно присутствует изображение нимба.

      Вошедшие в альбомы изображения,  по возможности без полей и фона, иногда сопровождаются небольшим комментарием. Иллюстрации, по возможности, сгруппированы по смыслу или сюжету изображения. Внутри групп иллюстрации расположены приблизительно в хронологическом порядке. 

      Оборотная сторона открыток помещена в электронном виде на прилагаемом  диске. На ней можно найти более полные сведения об изображаемом и издательстве, о местонахождении оригинала изображения,  иногда искусствоведческий анализ и исторические сведения, а также тексты религиозного содержания.

       Коллекция открыток с репродукциями произведений искусства  позволяет получить представление об его развитии несравненно полнее, чем из книг, альбомов и посещений музеев. Достаточно сказать, что в далеко не самой большой коллекции автора более 100 тысяч таких открыток, среди которых много репродукций произведений, никогда не воспроизводившихся в альбомах, находящихся в небольших провинциальных музеях, в зданиях церквей, в частных собраниях,   однократно выставлявшихся публично. Существуют произведения искусства,  создававшиеся исключительно для открыток  или сохранившиеся только на открытках.

       Открытки наглядно показывают культурное единство христианских народов, в отличие, скажем, от народов восточной Азии. При этом национальное своеобразие, чему уделялось много внимания в  советском искусствознании, выглядит чем-то несущественным. И даже само понятие русского или французского искусства является чем-то аморфным, не определимым.   В набольшей степени прослеживается различие между отдельными направлениями и этапами в развитии православного и  католического религиозного искусства, имеющего общие корни в античном и византийском искусстве.   

       Одно из направлений собирательства автора – как раз художественные открытки религиозного содержания и близкие им по формату бумажные иконы.  Общаясь с коллекционерами открыток, читая специальную литературу и посещая Московский клуб филокартистов,  я не обнаружил собирателей этой тематики. Хотя в некоторых коллекциях имеются многочисленные открытки с репродукциями западноевропейской религиозной живописи, у меня отсутствующие.  

Очень близки по формальным признакам к открыткам, а иногда и неотличимы от открыток  так называемые бумажные иконы. Дешевые печатные листы с изображениями на религиозную тему массово завозились на Русь из Западной Европы  с  16 века, а в 17 веке уже часто были образцами для иконописи и стенописи.

       С первой половины 19 века в монастырских типографиях России стали изготовлять небольшие дешевые литографии, в том числе цветные, с воспроизведением наиболее почитаемых христианских святынь и лубочные картинки на религиозную тему. Но вскоре подобная продукция стала выпускаться и крупными типографиями, вытесняя с рынка рукописные иконы. В 1901 году и позже принимались решения  о запрете «печатных икон», но они не были выполнены. Эти решения, в частности,  обосновывались тем, что бумажные иконы способствовали проникновению католических и протестантских изображений, были недолговечны, а их популярность на рынке способствовала умиранию иконописных промыслов Мстеры, Палеха и других. После Октябрьской революции производство бумажных икон было прекращено до 1949 года, когда стали выпускать примитивные фоторепродукции икон с ручной подкраской. Количество выпускаемых печатных икон значительно увеличилось после открытия в 1980 году художественно-производственного предприятия Московской Патриархии «Софрино». В первой половине 90-х годов было выпущено несколько тысяч наименований софринских  икон. Как правило, на оборотной стороне помещался текст соответствующей молитвы – фрагмент акафиста. Но художественный уровень этой продукции оставлял желать лучшего. Излишняя декоративность, пестрота, слащавость, низкое качество полиграфии – характерные особенности продукции этого времени, вызывали критику как со стороны искусствоведов, так  духовенства. К настоящему времени качество этой продукции значительно улучшилось, но резко сократился ассортимент  бумажных икон открыточного формата, вместо которых выпускаются мелкие иконы, наклеенные на толстый картон – оргалит или на ДСП,   и  совсем небольшие миниатюры, размером с визитку и меньше,  с календарями или текстами молитв на оборотной стороне.

        В небольшом количестве бумажные иконы выпускают православные соборы и некоторые вновь открытые монастыри, пропагандируя имеющиеся у них святыни. Священнослужители охотно освящают такие иконы на Православных ярмарках.  Появились сообщения в Интернете о чудотворности и мирроточении таких икон.  

      Художественные открытки издаются музеями и не зависимыми от музеев издательствами, светскими и религиозными, а также с помощью принтеров и частными лицами. Изданные музеями открытки, как правило, наиболее качественны, т.к. их оригиналами являются подлинные произведения искусства, а атрибуция и сопроводительный текст осуществляются специалистами-искусствоведами. На таких открытках можно встретить репродукции редких произведений, отсутствующих в других изданиях. Остальные издатели обычно в качестве оригинала используют уже репродуцированные изображения картин и икон, в том числе, размещенные в интернете, и даже старые открытки. Нередко сопроводительные тексты таких изданий содержат грубые ошибки, например, картину Рафаэля могут приписать Боттичелли, иконам даются неправильные названия и т.д. Зачастую на них приводятся неточные данные о годах жизни автора, местонахождении и размерах оригинала и пр., или вовсе не дается никаких сведений.

 

E-mail