Специальный проект клуба «Pro & contra»

Darevskiy
Даревский Владимир Эммануилович , 1936 г.р. – инженер строитель-гидротехник, к.т.н., почетный строитель и почетный работник транспорта России. Автор ряда трудов в области строительства, в том числе опубликованных в 2011 году книг «Проектирование сооружений, удерживающих грунтовые массивы» (совместно с А.М.Романовым) и «Сооружения, удерживающие грунтовые массивы». Во время командировок и отпусков объездил большую часть России и сопредельных стран. Посетил многие страны Европы и Ближнего Востока. Собрал коллекцию художественных открыток и бумажных икон – порядка 100 тысяч. Является прихожанином московской православной церкви Св. Косьмы и Дамиана в Шубине. Сторонник уважительного отношения к инаковерующим.

Великая и трагическая история христианской Каппадокии

1. Введение

Каппадокия   - небольшая страна в центре Анатолийского полуострова, достаточно близко  расположенная от Святой Земли и центров античного мира. Она  среди первых приняла христианство,  а в III веке стала одним из основных его центров,   откуда  оно распространилось  во всех направлениях, но, прежде всего,  на восток. К этому времени христианами были не менее половины населения, а благодаря местным особенностям здесь подвизалось большое количество отшельников-аскетов  и существовало множество монастырей.  Здесь же св. Василием Великим и другими теологами III  и IV столетий было создано  и главнейшее христианское богослужение -  литургия, выражающая основные положения мировоззрения и воспоминания о земной жизни Иисуса Христа. И  это  притом,   что власть оставалась языческой, поддерживала культ императора и всячески препятствовала распространению чуждой ей идеологии, в том числе,  гонениями и показательными казнями христиан.

С  Каппадокией так или иначе связаны имена  порядка двухсот  христианских  святых, особенно IV–V и X–XI веков: апостолов, равноапостольных, святителей, великомучеников, мучеников, преподобных и праведных. 

Я дважды был в Каппадокии по нескольку дней: один раз индивидуально, затем с хорошо эрудированной паломнической группой из Москвы.  Экскурсии, альбомы и путеводители обычно сосредотачивают свое внимание на своеобразной природе, пещерах и подземных городах. Туристический поток пропускают по нескольким фотогеничным объектам, которые консервируются и неплохо сохраняются, находясь под защитой ЮНЕСКО. Они обрастают сувенирно-развлекательной инфраструктурой.  Но достаточно большие по площади территории, имеющие историческое значение для истории христианства, оказываются вне туристических маршрутов, не охраняются и постепенно разрушаются. В популярной литературе и турецкими экскурсоводами очень скупо и односторонне освещается  прошлое этой страны. Но даже в солидных отечественных исторических трудах, например, в «Лекциях по истории древней церкви» В.В.Болотова  не сказано, как христианство проникло в Каппадокию, хотя названы имена  миссионеров  в соседние и более удаленные страны.   

Книг, альбомов, отчетов о посещении  Каппадокии  фотографий в интернете в настоящее время очень много. Я  поместил несколько своих фотографий мест, расположенных вдали от освоенных туристических маршрутов. А также иконографию ряда наиболее почитаемых святых по материалам неопубликованной рукописи «Христианские святые на художественных открытках и бумажных иконах». При написании этой работы были  использованы вторичные материалы из нескольких энциклопедий, книг по истории ближнего Востока и христианства, путеводители по Турции, Греции и Каппадокии, а также множество публикаций в интернете. 

E-mail

Взгляд на восточно-христианское изобразительное искусство поствизантийского времени (XV - XIX вв.)

1. Введение

Настоящая работа посвящена обзору восточно-христианского изобразительного искусства   конца XV – начала XX  веков. Наиболее сложного для изучения. Менее изученного, чем искусство  предшествующего периода. Может быть,  более важного для понимания современного состояния и путей развития. 

       Христианское изобразительное искусство  - это художественное творчество, связанное с христианской религией. Оно вдохновляется священными текстами Ветхого и Нового Заветов, литургии, трудами Отцов Церкви, житийной литературой и т.д. 

      До настоящего времени широко распространена негативная оценка этого искусства в рассматриваемый период. Иконопись критикуют с одной стороны, за отсутствие развития, за консерватизм  в изображении образов и сюжетов, за сохраненную манеру и технику изображений, а с другой стороны,   -  за  постепенную утрату чистоты стиля,  введения реалистических, жизнеподобных,  элементов, заимствованных на латинском Западе.  Западное, особенно итальянское, ренессансное христианское искусство подвергается критике с позиций православия за приземленность, гуманизм, индивидуализм, за то, что перед религиозной картиной человек является сторонним наблюдателем происходящего, в противоположность тому, что предстоящий перед иконой «всегда соучастник, соработник в молитвенном «делании», своем и иконы…» [1]. Икона воспринимается как одушевленный предмет. Более того, «иконописание – церковное служение, а не творчество в том смысле, как его понимают  светские художники. Рождаясь из Литургии, икона является ее продолжением…» [2]. Иконописец должен «убить» в себе художника» [2]. «Если говорить о сюжетах евангельских и вообще библейских в итальянской традиции… в храме их не должно быть... все высокое Возрождение в храме абсолютно неуместно» - утверждает выдающийся современный православный искусствовед и художник. Лилия Ратнер.

E-mail

Богородица Богоматерь Мадонна Пресвятая Дева

1. ПРЕДИСЛОВИЕ                                                                                                  

2. ОБРАЗЫ                                                                                                                

    2.1. Введение                                                                                                        

    2.2. Путеводительница                                                                                       

    2.2.1. Иконы  Одигитрии, связанные со Святой Землей  и Константинополем

Иерусалимская

Гребневская  и  Грузинская

Вифлеемская,  Цареградская, Межерицкая  и другие

Пименовская

Смоленская (Константинопольская), Шуйская-Смоленская                             

E-mail

Христианское искусство

Христианское религиозное изобразительное искусство на художественных открытках и бумажных иконах.

        По всему миру издается несчетное число книг и альбомов, репродукций, открыток и небольших, так называемых, «бумажных икон», посвященных христианской религиозной тематике. И наряду с лучшими в художественном отношении произведениями, а также образами, признанными Церковью чудотворными, публикуются и посредственные и даже весьма курьезные. Нередко все эти издания сопровождаются текстом из соответствующих евангелий, духовных сочинений и молитв.

       Согласно учению Церкви человек был создан Богом по своему подобию прекрасным во всех отношениях. Но вследствие грехопадения Адама и Евы человек утратил Богоподобие и был обречен на вечные муки. Для спасения человечества Бог послал на  землю своего Сына Иисуса Христа и избрал для его рождения пресвятую Деву Марию, отметив ее печатью Богоподобия. Их духовная и физическая красота стала источником вдохновения для святых отцов, писателей и художников и предметом поклонения во всем христианском мире. 

E-mail